В блоге "Учитель обо всём" помещён этот актуальный пост. Автор призывает обсудить СВП. Нас недавно осчастливили новостью, что Омская область со следующего года вводит ФГОС в 5-ом классе. Если это действительно произойдёт (без изменённых учебников, переподготовки учителей и т. д.), то известнейшее высказывание Черномырдина не афоризм, а российская аксиома.
"Стандарты второго поколения (СВП) – вещь в себе, даже для себя. Стандарты – это, про что многие говорят, немногие знают, а все остальные либо делают вид, что понимают, о чем речь, либо не обращают внимания. Поговорят – забудут, не впервой.
Что смущает. Стандарт – это то, что для всех обязательно, имеет образцы, есть требования к сырью, технологии получения продукта (алгоритм действий), необходимые средства производства и квалифицированные кадры и в конце — ОТК (контроль), получилось или в брак ушло. Это я так понимаю.
"Стандарты второго поколения (СВП) – вещь в себе, даже для себя. Стандарты – это, про что многие говорят, немногие знают, а все остальные либо делают вид, что понимают, о чем речь, либо не обращают внимания. Поговорят – забудут, не впервой.
Что смущает. Стандарт – это то, что для всех обязательно, имеет образцы, есть требования к сырью, технологии получения продукта (алгоритм действий), необходимые средства производства и квалифицированные кадры и в конце — ОТК (контроль), получилось или в брак ушло. Это я так понимаю.
Технология в производстве – вещь понятная. В педагогике и обучении - термин сомнительный. Причем по всей указанной технологической цепочке процесс невыполнимый. Потому что педагогика — это ремесло, реже – искусство. Но там и там – работа ручная, если можно так сказать. Отсюда и разный результат. Конечно, мне можно возразить – путаете педагогические технологии с производственными. Отвечу – имею право. Потому, что термин – штука серьезная. Принимаю слово «методика», но нам помоднее словечки нужны.
Отсюда авторы СВП впадают в противоречие, изначально ставящее под сомнение цель введения СВП, так как требуют создания креативной творческой личности на основе педагогических технологий. Технология создает только образцы, подобие, творчество здесь отрицается самой сутью процесса. И слишком велико сопротивление материала – учащихся, во многом выбор за ними. Технологии возможны, но это антигуманно. Кстати, нечто подобное входит в практику разных сект, когда человека оболванивают при помощи препаратов и психотехник.
СВП – миф: нет критериев оценки, учебных и методических пособий (и не скоро их получим), даже примерных программ. Свидетель того, как учителя начальной школы составляли рабочие программы, не имея примерной. И получатся у нас не СВП, а тверской, ямской, питерский, череповецкий – «как бы» стандарты. А это нам надо?
Задачи СВП выходят по требованию на уровень ВУЗов (по интеллектуальному оснащению школьника), а зачем тогда высшая школа? Вопросов больше, чем ответов. Хотелось бы обсудить это с заинтересованной аудиторией. Если не получается (это временное явление) разместить на блоге – пишите мне на idatnik@mail.ru , я размещу сам, и конечно, отвечу."
У меня такое ощущение, что у нас все реформы в образовании (а может, и не только у нас?) живут отдельно от этого образования, в данном случае от школы. Реформы сами по себе, школа - сама по себе. Сколько уже разных стандартов вводили на нашей памяти, сколько экспериментов/докладов/отчетов писалось....а школа жила привычной (ну почти) жизнью, учитель изо дня в день шел в класс и учил своих учеников, подбирая (если с душой работал) лучшие методы и выбирая, на его взгляд, наиболее адекватные техники в имеющихся условиях (которые от него мало зависят)... А имитировать, что все идет в соответствии с реформами - это уже давно все наловчились.... Так что пройдет, скорее всего, и эта волна :( Пока создадут под нее условия, она уже схлынет и подкатит новая...очередные новые стандарты, которые никак не успевают за жизнью.
ОтветитьУдалить