суббота, 2 февраля 2013 г.

Последние письма из Сталинграда

 "Добрый день, многоуважаемая моя, вся дорогая семья. Мои Дорогие детки, сообщаю я вам... что я жив и здоров, чего вам желаю, и посылаю я вам свой боевой отцовский привет, любящие и дорогие дети Валя и Тася. Будьте счастливы, что ваш папа пока живой и невредимый. Живите, веселитесь, как при папе. А папа вас будет защищать от проклятого врага, который хочет отнять счастливую жизнь. Еще мой боевой привет своей супруге и матери. Дорогая Лиза. Я пока живу ничего. Работаю в эскадроне санинструктором. Работа не тяжелая, бойцы уважают, также и начальство. Пока все дела обстоят хорошо, шамовки хватает. Но только плохо, что не получаю от вас писем. Не знаю, почему. Или мои письма не доходят к вам, или ваши ко мне... Дорогая мать. Сообщаю, что сильно скучаю за детьми, также за тобой. Не знаю, когда я вернусь к вам с победой и скоро придет тот день, что я буду среди вас, среди дорогих детей, и буду рассказывать вам словами все подробности.                  Дорогая мать. Пиши письма, прописывай, как работаешь в колхозе, сколько дней уже заработала, какой урожай там хлеба... Как справилась с огородом, как поливала. В общем, прописывай, как приготовилась встречать зиму...                                      Еще мой привет свояченице Тане с ее детьми. Желаю всего хорошего вашей тамошней жизни, доброго успеха. Советую вам как обоим сестрам... жить вместе и побеждать все трудности, которые стоят на вашем пути. В жизни вместе вам легче все преодолевать, чем врозь.


   Дорогая свояченица. Не обижайся, что я вам так советую. Конечно, вам на месте виднее, чем мне здесь, в далекой области. Смотрите сами. Как лучше, так делайте. Но я заканчиваю писать письмо и желаю вам всем доброго здоровья и целую вас всех по нескольку раз. А дорогих своих деток бессчетно раз. Будьте счастливы, мои дочки Валя и Тася. Чтобы я был с вами вместе... С приветом, ваш папа и супруг Иван П.Ж.

   16 июля 1942 года"

   

    "Привет с далекой Сталинградской области! Привет от папы своим маленьким дочкам Вале и Тасе. Шлю я вам горячий привет и целую я вас бессчетно раз. Мои детки, слушайтесь маму. Валя, тебе скоро надо в школу ходить. Будь умная и занимайся хорошо. Не шали и не ленись учиться.
   Еще мой сердечный боевой супружеский привет своей супруге Елизавете Семеновне... Желаю всего хорошего в жизни, доброго успеха и работать на полях по-стахановски. Хотя я знаю, что твое здоровье плохое, но выполняй норму. И я здесь, далеко от вас, буду гордиться вами, вашими подвигами и охранять ваш мирный труд от поганой фашистской нечисти. И придет та минута, когда опять мы будем вдвоем с детьми и рассказывать все наболевшее друг другу.
   Еще, дорогая супруга, прошу я, что ко мне прибыли три человека сазоновских... Повстречались очень дружно, как родные братья. Все-таки мне стало веселее. Еще я тебе послал деньги 230 р. Костюм променяй на хлеб, чтобы дети не голодали. Как ни трудно, но Валю провожай в школу. Пущай учится, потому что неученым, сама знаешь, как приходится жить... Не знаю, как дальше, потому что гром приближается, туча находит. Но пока еще дождик не поливает. Пиши письма мне. Я как получу письмо, почитаю, так как дома побываю... Целую вас бессчетно раз. До свидания. Будьте счастливы... За меня не беспокойтесь... Всего хватает. Бойцы уважают, также и командиры.    
   И. Жиженков.  18 августа 1942 года".


31.12.43     Мои дорогие !

Сейчас канун Нового года и, если я ду­маю о доме,у меня разрывается сердце . Так здесь всё плохо и безнадёжно. Уже четыре дня я не ел хлеба и живу только на супе в обед, а утром и вечером глоток кофе. Каждый день сто граммов мясных консервов или полбанки сардин в масле или немного плавленого сыра.

Везде голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. Днём и ночью нас бомбят советские лётчики, и почти не прекра­щается артиллерийский огонь.  Если в ближайшее время не свершится чудо, я здесь погибну. Мне очень плохо . Из ва­шего письма я узнал, что вы мне отпра­вили посылку на 2 кг, в которой пакет с пирожными и мармеладом. Хед и Зиндерман тоже послали мне пирожные и другие деликатесы. Я всё время думаю об этих вещах, брежу до галлюцинаций и боюсь, что они до меня не дойдут.

Несмотря на то, что я очень измучен, ночью я не могу уснуть, лежу с открыты­ми глазами и думаю непрерывно о пи­рожных, пирожных .

Иногда я молюсь , иногда думаю о сво­ей судьбе. При этом всё представляется мне бессмысленным и бесцельным. Ког­да и как придёт избавление? И что это будет — смерть от бомбы или от грана­ты? Или болезнь? Все эти вопросы за­нимают нас постоянно.  К тому же мучи­тельные мысли о доме, тоска по родине стали уже болезнью. Как может всё это вынести человек? Или все эти страда­ния - наказание Божие? 
Мои дорогие, всё это я не должен был вам писать, но у меня уже истощилось терпение, я уже  растерял свой юмор и мужество, я разучился смеяться. Здесь все такие — клубок дрожащих нервов . Все живут, как в болезненной лихо­радке. Если из - за этого письма меня поставят перед военным трибуналом и расстреляют, то для моего измученно­го тела это будет избавлением от стра­даний. У меня больше нет надежды. И поэтому я прошу вас не очень сильно плакать, если вы получите известие, что меня уже нет в живых. Будьте добры в отношениях между собой и любите друг друга. Благодарите Бога за каж­дый прожитый день, потому что жизнь дома — это счастье. 
С сердечной любовью. Ваш Бруно.

Ефрейтор Бруно Калига , п / п 20219 б

Семье в Берлин , Бойсселыштрассе , 44.
Журнал "Родина". 2013. № 1.
Ссылка на источник.
И ещё несколько писем немецких солдат можно почитать здесь

«В Сталинграде Бога нет!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...