Интересно


КАК ШКОЛА УБИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО





Наталья Анатольевна Банникова 

По законам Хаммурапи. ИЗ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ.

 02.12.2011 10:43   ИЗ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ
У нас произошли мощные кадровые извержения – главу района попёрли, и вся пирамида пала. Директоршу, «человека года», свергли – она теперь никто и звать её никак – обычная учительница-пенсионерка. Вот тебе и «государство – это я!». Ниже травы и тише воды, - кончились дни золотые. Зато у других они начались…
Новую директоршу по фамилии Макухина, снятую с зам главы по социальным вопросам, в школу привела представлять новейшая зам главы, воздвигнутая на это тёплое местечко после смещения Макухиной. Я, признаться, не сразу и опознала высокое районное начальство – новоиспечённая чиновница была разряжена в пух и прах, в алом костюме, в маникюре – ногти накладные, как вилки торчат, в тёмных очках и мелированных кудрях. При ближайшем рассмотрении это оказалась Люся Казачкова, которая за последние 15 лет где только ни работала (её всячески гнобили из-за её простецкого происхождения) – начиная от торговли на рынке бакалеей и далее – инспектором по детям-сиротам, воспитателем в ПТУ, руководителем кружка краеведов в Доме культуры, профсоюзным деятелем на мехзаводе и т.д. – всего восемь мест работы, девятое – биржа труда. Зимой она помыкалась-помыкалась на пособие, да и уехала гувернанткой в Москву. И вдруг двоюродный родич приходит во власть, ей телеграфируют, она бросает присмотр над дитём капиталиста (водочного магната), и её тут же инагурируют на должность! Т.е. чудеса в жизни возможны, и теперь Люся наконец-то оттянется на госслужбе.
Что же касается Макухиной, то отец её ещё в советские годы заведовал мясокомбинатом и был большим человеком, горя в жизни она никогда не знала, карьера её шла ровно да гладко, из одного руководящего кресла в другое. Теперь же Макухин одряхлел, потерял силу, и не смог удержать её в номенклатуре. Но всё же старые связи сработали – макухинскую дочь выбросили не на улицу (чуть не сказала – на панель), а посадили на кормление в школу.
Понятно, что старая директорша в шоке – три года она гребла деньги как хотела, волокла отсюда всё, куда её глаз падал, и вдруг – переход в простые смертные, низвержение с Олимпа. Стала она коллектив подбивать на бунт, письма подмётные в область слать – какая она, мол, хорошая и опытная руководительница, и что нельзя проверенными партийными кадрами так легко разбрасываться – выборы-то на нашем участке всегда были «правильными»; уж что она, как председатель избирательной комиссии, творила – это вообще отдельный рассказ, тянущий на уголовное дело!.. Ну, всё бесполезно: массы её не поддержали в борьбе за директорский трон - народ у нас в школе отчаявшийся и индифферентный, а по отношению к «человеку года» так и вовсе язвительный – мол, отлились кошке наши слёзки!
Макухина, впрочем, тоже оказалась в прострации – во-первых, как ни крути, а позорное понижение, что всегда для чиновника стресс, а во-вторых, раньше она за чьей-то спиной сидела, а тут – хочешь ни хочешь – надо самой шевелиться. А школа – разграблена полностью, окна вываливаются, пороги потрескались; как-то я иду, вижу, техничка Зина сидит и голыми руками бетон на ступени лёпает (трещины тектонические, как после землетрясения на Гаити). Сиди, лёпает, и матом гнёт – потому что в школе нету ни одного мужика!

Да, впрочем, скоро баб и не будет. Осталось одно старьё – молодежь разбежалась по городам и весям (кто на такую зарплату пойдёт?), свободные пенсионерки тоже в Москве востребованы, работать некому. Руководить – да, тут у нас тесно, когда деньги надо делить. А работать за копейки народ уже отучился. Физику никто не ведёт, иностранный язык – побоку, математика – через пень-колоду, а тут ещё историчка попала в больницу с язвой желудка.

Мне стали впаривать её часы. Ладно, говорю, в 5-е классы выйду, детишки маленькие, книжка с картинками, что-нибудь наплету. Как раз там Месопотамия шла, бог солнца Шамаш и законы Хаммурапи. И вот «око за око, зуб за зуб», шумеры, клинопись, - исторический процесс пошел, двинулся к падению Вавилона.
Но тут меня стали терроризировать старшеклассники. Бедные дети уже поняли, что никому они абсолютно не нужны, что «спасение утопающих» есть их собственная «проблема» – туда-сюда и аттестация, а у них половина предметов не ведётся! И стали они меня преследовать: «Возьмите нас! Возьмите!» Я от них отбиваюсь: ребята, у меня своя работа, некогда… (Да и зачем они мне, честно говоря? Здоровье уже не то, чтоб чужие кучи разгребать. Я выучила свои 72 орфограммы, ночью разбуди, я их расскажу, а тут надо голову ломать, заводиться…)
Тогда инициативные дети самоорганизовались и пошли депутацией к Макухиной. Она меня вызвала:
- Возьмите 9-е классы на неделю!
Думаю: нехорошо начинать знакомство с новым руководителем с конфронтации. С другой стороны, я же не специалист, в истории ничего не понимаю:
- Этому пять лет в институте учат…
- Я Вас очень прошу. О детях подумайте…
Во! Про детей вспомнили! Хорошо, говорю, на неделю выйду, но не больше.
Пошла в районную библиотеку, набрала сумку книжек. Читала все выходные, одурела полностью, сортируя материал на брехню и правду (нас-то, слава богу, нормально учили, до сих пор кое-что в голове осталось). Учебники написаны еврейскими людьми, все акценты расставлены в нужном им варианте, вот тебе и «Россия и мир»!
Пришла я на урок, исписала всю доску, повесила карту, стала им вдалбливать, что такое «аятолла», что такое «третий мир», «неоколониализм» и прочие абстракции. Дети запущенны, у них вообще нет никакого понимания исторического развития и представления, что в мире творится. Живут по телевизионным понятиям. Некоторые не могут Юго-Восточную Азию на карте найти! Кошмар, в общем.
Оценок в журнале нету – совсем катастрофа! Позвонила Зое Петровне в больницу: что делать? Она сразу всё разрулила. Проведи, говорит, письменную работу. Пятерок никому не ставь. Много написано – ставь «четыре», поменьше – «три», совсем ничего – «два».
Я так и сделала. Проверяла, закрыв глаза, потому что грамматических ошибок – воз. Но кое-как неделю перемогла.
В понедельник завуч и Макухина опять ко мне подъехали:
- Зоя Петровна до конца месяца не выйдет, выручайте!
Тут меня такая злость взяла! Допустим, Макухина, жертва чиновничьего переворота, не в теме, но завуч-то, растленное существо, три года меня терроризировала вместе с «человеком года»! Как я их просила – дайте мне хоть два часа кружков или факультативов на бедность, нет, всё себе да прихлебателям подгребали! А теперь, когда  «униженные и оскорблённые» в Москву съехали или в борозде пали, я их «выручать» должна?!
Ну, я и погнала:
- Вы знаете, что история – мировоззренческая дисциплина? Что это не дважды два четыре и не суффиксы «чик-ник»?! Это огромная ответственность - детям головы смыслами начинять!
Завуч запела:
- Ну Вы же прекрасный педагог, у Вас высшая категория…
- Значит, в прошлые годы я была плохим педагогом - вы мне и копейки не дали подработать, а тут вдруг стала прекрасным?! И я должна вечерами слепнуть, книжки лопатить, утомлённую гипертонией голову напрягать, чтобы ваши кадровые дыры заткнуть?
- Как Вы разговариваете! (Они прямо опешили, потому что привыкли, что перед ними стелятся да лебезят.)
- А вы что, не знаете, что в России теперь действуют законы древнего мира: око за око, ты мне – я тебе, не подмажешь – не поедешь и т.п. И я за 22 рубля (цена урока в нашей школе) гробить своё честное имя – гнать детям туфту непрофессиональную - не буду! Мне время и нервы дороже вашего расположения.
- А нам что делать?
- Звоните в гимназию или во 2-ю школу, падайте на колени, пусть оттуда учитель придёт на замены, - развернулась и дверью хлопнула.
Разругалась вдрызг. А на душе так хорошо стало: первый раз за столько лет начальству правду сказала. Правда, трясло меня долго: до дома шла, сама с собой вслух разговаривала, продолжая заочно с ними лаяться.
А тут у нас техногенная катастрофа – «Саяно-Шушенская ГЭС» - трубы прорвало на первом этаже (никто ж хозяйством не занимался, только воровали по примеру Чубайса да пыль в глаза пускали); в это же время началась эпидемия гриппа, учителя дохлые, организмы у них изношены непосильной работой, они первыми закашляли и зачихали, а из области передали директиву – прислать на совещание от школы человека, чтобы тот выступил с докладом о нравственном воспитании.
И снова я в кабинете у Макухиной, и она меня вместе с двумя завучами начинает обрабатывать:
- Поезжайте, представьте школу в области…
Я в полном изумлении:
- Неужели из 60 человек педколлектива больше некого послать?! У нас есть завуч по воспитательной работе (тоже блатная, с детьми у неё постоянные конфликты), это её прямая обязанность.
Завуч эта аж взвизгнула:
- Что вы говорите! Я не могу оставить школу в такой тяжелой ситуации! (Всё она, конечно, может, и если бы просто в область поехать, хвостом покрутить, показать наряды да массовость создать, она бы с удовольствием; но тут же надо мозг включать, писать доклад, на трибуне прыгать, как мартышка, а они ж работать отвыкли совершено – это ей вообще не подходит.)
Я продолжаю:
- Значит, как часы по предмету делить – так я последняя, а как доклады о нравственности делать – так больше некому! А вы мне классы какие дали?! Я работаю с самым безнравственным контингентом, с отбросами общества, с малолетними правонарушителями, с детьми пьяниц и алкоголиков, с голью перекатной, и я же должна на трибунах фарисействовать?! На что вы меня толкаете?
Они прямо рты пооткрывали от такой наглости.
А меня понесло – чувствую, что адреналин в кровь вспрыснулся, и я собой уже не управляю:
- Хотя, - говорю, - почему бы и не съездить? Цена вопроса – 10 тыс. рублей. (Справка: моя «чистая» зарплата за месяц – 4 тыс. 700 руб.) Деньги – вперёд, я не какой-нибудь преступный элемент, никуда не сбегу. Написание доклада – ответственная интеллектуальная работа, мне нужно трое суток, буду задействовать вечера и ночи, поскольку днём у меня занятия. То есть идёт оплата сверхурочных. Плюс проезд – туда и обратно (всего десять часов в автобусе трястись), командировочные – есть-пить я должна в этот день, и не сосиской в тесте на вокзале утешиться, а чем-то гурманским, соответствующим моему высокому статусу докладчика, представляющего школу и район в нашей счастливой, идущей на подъем, стране. Потом, не полезу же я на трибуну в лохмотьях – наверняка там будет телевидение, значит, надо поработать над имиджем, купить что-то новенькое из одежды, маникюр сделать, причёску, макияж. В общем, если вы хотите позитивный результат – инвестируйте в человека, к этому призывают нас рыночные отношения…
Ой, что тут началось! В три глотки они стали меня позорить, кричать, что я нарушаю кодекс поведения педагога, что это – не по-товарищески, а дальше они перешли на мою личность (заметим, какая бы она не была - мне недостатки мои известны - но бюджетные деньги я не воровала и над ближними не глумилась).
Конечно, тут я не удержалась и тоже стала на них орать: осознавши, что мне терять нечего, кроме своих цепей, я наконец-то обрела свободу слововыражения. Орала до першения в горле и полного душевного облегчения, но зато сказала о них всё, что думаю.
Вечером, дома, посмотрела на календарь – оказалось, дело происходило в пятницу 13-го. Всё-таки как я влиянию бесов подвержена – эко меня сегодня разобрало!
Короче, отцепились они от меня с этим докладом, но тут другая напасть – пришлось ехать с аттестационной комиссией в соседний район, оценивать открытое воспитательное мероприятие. Поскольку вся властная вертикаль в районе сменилась (полное обезьянничание московского опыта – если в центре всё заполонили «питерские», то у нас все бездельные места заняли «остробрюховские», т.е. люди нового главы администрации), так вот, под горячую руку была смещена и «вечная» (лет двадцать на одном месте) руководительница методкабинета по прозвищу «Маня». Она, конечно, тоже ума была небогатого, но у неё хоть бумажки были отлажены, а уж процедуры – что где сказать, написать – она знала назубок. Маню в три дня выперли на пенсию (подарили чайник электрический и грамоту за заслуги), а на её место посадили остробрюховскую учительницу-фаворитку, которая о своих новых служебных обязанностях вообще не имела ни малейшего понятия. Оскорблённая до глубины души Маня, уходя в новую жизнь с чайником и грамотой, уничтожила все болванки чиновничьих документов, и оставила новый кадр совершенно голой на непаханой ниве районного просвещения.
Все эти пикантные подробности должностных войн стали всплывать в ходе нашей поездки на мероприятие. В комиссии было трое: новая методистка, я и восторженная («божий одуванчик») Светлана Ивановна, учительница изо из сельской школы.
 И вот приехали мы в Каменку, в местное ПТУ, где готовят трактористов, смотреть шоу «День изменника». В ободранный актовый зал (обои поотходили, висят клоками) согнали девяносто мальчиков (первый курс) с дикими глазами и нечищеными ботинками. Я быстро оценила ситуацию: воспитательница, дама сорока одного года, образование – техникум, стаж работы – 5 лет, тщится получить 13-й разряд, что при таком раскладе весьма сложно. Но, с другой стороны, какой нормальный человек останется работать с этою ордою, если ему не будут хотя бы пяти копеек платить?!
Я спрашиваю методистку:
- Вы болванку привезли на присвоение разряда?
Она - блым-блым голубыми глазёнками и начала лепетать, что первый раз на мероприятии, что надо всё посмотреть и принять решение комиссией; тут ей стала Светлана Ивановна подвякивать, мол, дело ответственное и т.п.
Я говорю:
- Шоу будет идти часа два, не меньше. Потом мы столько же будем сочинять  бумажку – у нас нет никакой основы (на самом деле, предвидя такой поворот событий, я кое-что накидала себе в блокнот перед поездкой). Если наше решение будет отрицательным, мы должны ещё длиннее обоснование написать! Вы хотите в этом несчастном ПТУ двести рублей государственных денег сэкономить? Поздравляю. Туда-сюда и ночь наступит. Кто нас отсюда повезёт, и где мы тут будем жить, извините за выражение?!
Методистка, надо отдать ей должное, поняла, что мы попались. Сразу у неё начальственный гонор спал:
- Что же нам делать?
- А то, - внушаю я им. – Идите, ищите компьютер, пишите бумагу, а я тут посижу, погляжу, и конкретику после добавлю.
Ну, они и ускакали, воодушевленные. А я осталась вместе с местной комиссией и руководством ПТУ созерцать шоу. Сижу, еле живая: задыхаюсь от ядреного запаха мальчиковых немытых ног и синтетических китайских носков.
Само содержание действа было весьма убогим. Начало шоу положил интеллектуальный конкурс: надо было разделить число 50 на простую дробь – 1/2. Состязание именинников выиграл мальчик, у которого получилось 100! (У меня прямо глаза на лоб полезли, я начала судорожно оглядываться, но «жюри» сидело с непроницаемыми лицами, и тогда я затихла.) Дальше – больше: 50 стали делить на десятичную дробь - 0,5 и получили 500!
Может, это был какой-то вид местного юмора? Я не поняла. Потом пошли загадки детсадовские: «Сидит дед, во сто шуб одет», вручение чупа-чупсов в качестве призов, аттракцион по удержанию носами воздушных шариков (два чудика это делали) и прочая дребедень. Единственное, что позитивно запомнилось, так это парнишка спел под гитару «Почему так в России берёзы шумят». Красивый, русоголовый мальчик, с сильным, чистым голосом. Меня так проняло, что я чуть не заплакала: так мне его жало стало! Ведь пропадёт парень, опустится, загрубеет и сопьётся – сколько я таких историй знаю!..
Как я и предсказывала, длился этот воспитательный шабаш два часа. Нашла я своих, облагородила им экспертизу, выполненную в жанре недоброкачественной компиляции, мы с миром подписали рекомендацию на разряд, и нас повели в учительскую на банкет. Тут я попыталась даме – «герою дня» - тактично сказать, что взрослым мальчикам надо в первую очередь правовую и гражданскую информацию давать, к «законам Хаммурапи» их приохочивать, а не чупа-чупсами задабривать – это в жестокой жизни им не поможет, но тут в наш разговор вклинился мужик с горящим взором и густыми бровями, завуч по воспитательной работе.
Он оказался страшно политизированным. Видно, тут ему абсолютно некому было излить душу, и во мне он наконец-то нашел благодатного слушателя со сходной мировоззренческой платформой. Мужик гнал правительство и власти в хвост и в гриву с большим энтузиазмом. До детей, будущих трактористов, ему, конечно, нет никакого дела, поскольку он полностью заточен на «спасение Отечества» (а то и всего человечества) от  глобализма, а вовсе не на корректировку шоу с воздушными шариками. Мужик в меня вцепился столь рьяно, что даже и поесть путём не дал, и требовал дальнейшего продолжения знакомства посредством интернет-переписки.
Выехали мы поздно (машину туда и назад оплатила соискательница разряда), но зато с чистой совестью и с чувством выполненного долга. Да ещё не с пустыми руками – каждому члену комиссии за труды была вручена бутылка болгарского вина и шоколадка. Но всё равно, что-то так на душе тяжко было! Может, от погоды? Кругом грязно, смурно, нигде никаких проблесков, только горсть соли на серую почву брошена – первый снег. Ехали молча, каждый думал о своём и смотрел вперёд, на дорогу, на то, как выхватывает желтый свет фар участки латаного асфальта.

tests.ukr.net

Какого цвета Ваша аура?

Вас окружает аура изумрудного цвета

Это яркое, свежее, как первая весенняя травка, сияние говорит о том, что Вы - человек, не любящей суеты и лишнего напряжения. Вы склонны к здоровому образу жизни, вероятно, увлекаетесь йогой и здоровым питанием, практичны и легки на подъем. Всюду, куда Вы приходите, Вы несете мир и покой. Немного хиппи в душе, Вы не обращаете внимания на ярлыки и условности и рады, по большому счету, всем людям. Также весьма вероятно, что Вы хороший садовод, а еще обладаете талантом лечить людей - как физически, так и духовно. Вы добры, внимательны и надежны - как сама мать-земля или вкус травяного чая и зеленых овощей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...