Собственно, в приказе Шойгу нет ничего нового: каждый российский министр обороны за последние 20 лет уже обещал избавить российских солдат от портянок, и каждый раз портянки оказывались сильнее. А все потому, что для многих российских журналистов, политиков и прочих штатских интеллигентов именно портянки являются символом настоящей военщины, невежества, бескультурья, рабской психологии и тысячелетней российской отсталости. Поэтому, рассуждают далекие от армейской службы люди, если мы хотим иметь современную и профессиональную армию, то первым делом нужно избавиться от этих ужасных кирзовых сапог и портянок. И ввести вместо них прогрессивные ботинки с носками – как у культурных и цивилизованных американцев или англичан. Поэтому каждый новый министр обороны России, вступая в должность, тут же велит выбросить из армии портянки - это такая дань традиции, сигнал для успокоения общественных нравов. Дескать, теперь армией будет рулить не какой-нибудь дубовый генерал, а человек образованный, воспитанный и практически европеец.
Правила обертывания ног портянками - первое, что должен выучить новобранец.
Однако, на практике избавиться от сапог с портянками вовсе не так просто, как это представляется со стороны. Во-первых, известно, что на складах Минобороны накоплено 1,5 миллиона пар сапог и три миллиона комплектов портянок – и все это добро надо куда-то девать. Во-вторых, у кирзовых сапог есть и свои достоинства – например, его всепогодность и универсальная проходимость. Есть свои достоинства и у портянок - только с ними и возможно носить такую грубую обувь, как кирзовые сапоги.
Или вот, например, если солдатские носки промокнут, их надо снять и высушить над огнем – иначе такие мозоли набьешь, врагу не пожелаешь. А портянку достаточно снять, перемотать сухой стороной на ноги, и все – можно снова идти.
Наконец, мало кто знает, но именно кирзовые сапоги с портянками и обеспечили в свое время советской армии статус самой мощной армии мира. Впрочем, обо всем по порядку.
Первые портянки придумали скифы.
Армейские башмаки XVIII века.
Русский солдат далеко не всегда носил сапоги. Например, со времен Петра Первого и до конца восемнадцатого века офицеры и солдаты носили тупоносые ботинки с пряжками (зимой – валенки). Сапоги же могла позволить себе лишь кавалерия. Конечно, никто не пытался оспорить достоинства сапог. Но всем было известно и то, что для приготовления пары сапог уйдет столько же кожи, сколько необходимо для изготовления пяти башмаков! Поэтому старались снабдить сапогами хотя бы всю кавалерию. В 1778 Фельдмаршалом Русской Армии стал князь Григорий Потемкин . Он начал широкомасштабную реформу в армии, он уничтожил щегольство , отменил косичку, букли и пудру. «Красота одежды воинской состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением: платье чтобы солдату одеждою, а не в тягость. Всякое щегольство должно уничтожить. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Солдатские сапоги стали короче, мягче и удобнее. Но недолго отсутствовало щегольство в армии — царь Павел I снова одел армию на прусский маневр, вернул косички и букли. Армейские сапоги стали изготавливать из лакированной кожи — это были сапоги с высокими голенищами, и ботинки , непременно с чулками.
Александр I - отменил лаковые сапоги и туфли, и ввел юфтевые сапоги высотой до колена.
Николай I — отменил юфтевые сапоги и ввел короткие сапожки, поверх которых надевались черные суконные штиблеты на пяти-шести пуговицах.
Александр II - снова вернул в армию сапоги с портянками.
Русская армия - единственная, где простые пехотинцы носили кожаные сапоги.
Но к концу 19 века из-за недостатка кожи было принято решение переобуть армию с сапог на ботинки с обмотками. Обмотки – замена сапог, идущая еще со времен Первой Мировой Войны.
Английские солдаты в окопах Первой мировой войны.
Только не надо думать, что это русское изобретение. На той же Первой Мировой в шерстяных обмотках горчичного цвета шастали англичане, в серых – немцы. К немецким, кстати, приклепывали специальные крючочки, чтобы не разматывались.
Австралийский солдат в Европе, 1915 год.
Уже перед началом войны проблемы с недостатком сырья были решены и снова солдаты получили сапоги, хотя многие части продолжали обувать своих солдат в ботинки. А вот в большинстве европейских стран ботинки стали единственной обувью для солдат. Окончательно же с проблемой солдатской обуви разобрались уже во время Великой Отечественной войны, когда и были изобретены кирзовые сапоги.
Солдат РККА в ботинках с обмотками.
История кирзы началась с открытием европейцами Патагонии. Патагонцы, или большеногие, получили свое прозвище неслучайно. Достигнув берегов современной Аргентины, европейцы не могли не заметить, что местные индейцы в плохую погоду опускают ноги в млечный сок деревьев – каучуконосов. Подсохнув, сок превращался в непромокаемую «обувь» точно по ноге, а следы от такой обуви вполне могли напугать кого угодно, ибо намного превышали размеры ног не только местных соседей патагонцев, но и самых рослых европейцев. Чудо-сок получил название «латекс», и им заинтересовались европейские ученые - например, шотландский химик Макинтош, придумавший прорезиненную ткань, из которой Европа с энтузиазмом принялась шить макинтоши – плащи-дождевики.
Изобретение Макинтоша окрылило химиков, которые начали эксперименты по созданию дешевой защитной обуви из прорезиненной ткани.
1950-е, первая реклама кирзовых сапог. С тех пор кирзовые сапоги в рекламе не нуждаются.
И вот, в 1928 году русский химик Сергей Лебедев придумал делать обувь на хлопковой основе, пропитанной искусственным каучуком – этот материал и получил в народе название «кирза», то есть слой замерзшей и растрескавшейся земли. А все потому, что на морозе такая ткань затвердевала настолько, что становилась ломкой.
"Сверкающие сапоги - лицо солдата". (Армейская мудрость).
В первые же дни Отечественной войны интендантские службы столкнулись с проблемой: во что обувать бойцов? Армейских башмаков с обмотками (на сотни тысяч добровольцев и призванных) катастрофически не хватало. Родину спас химик Иван Плотников. На основе изобретения химика Лебедева он наладил производство кирзы в Вятке на комбинате искусственных кож. Материал быстро обрел неслыханную популярность, а обувь из него в короткий срок приобрела статус национальной, потому что была удобной, практичной и – что самое главное – доступной по цене вконец обнищавшему народу.
Уже 10 апреля 1942 года Плотникова наградили Сталинской премией второй степени в 100 тысяч рублей. К концу войны Советская армия насчитывала 10 млн. солдат, обутых в кирзовую обувь.
Ремонт сапог в Красной армии был вопросом стратегическим.
До настоящего времени кирзу выпускают по военным «рецептам», разработанным Плотниковым. Специалисты считают, что за всю историю «кирзачей» их произведено более 150 миллионов пар.
Кирзовый сапог стал символом всей победоносной советской армии.
А портянки - художественным объектом. Картина художника Юрия Горелова "Хотят ли русские войны?", 1966.
Еще одной из традиций русской армии стало употребление вражеских знамен на портянки.
На Параде Победы, Москва, 1945.
Морские пехотинцы СССР в своих "фирменных" сапогах с укороченными голенищами.
В советской армии было изобретено множество способов «тюнинга» кирзовых сапог. Например, делали «шурупы»: под действием горячего крема на голенищах сапог делалась «гармошка».
Ещё на «дембельских» сапогах делали сбоку шнуровку для «аксельбантов».
А на каблуки прибивали титановые подковы, которые высекали искры при каждом шаге.
Чечня. Последняя война, где массово использовались "кирзачи". В XXI столетии в российскую армию почти повсеместно пришли берцы. Кирзовые сапоги тоже остались, но у небоевых частей - например, в стройбате.
Ссылка на источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий