понедельник, 7 июня 2010 г.

Ситуационные задачи

Наш завуч - творческий человек, занимающийся научной работой. Она и нас привлекает. Сейчас готовится сборник ситуационных задач. Вот и нам она предложила принять в этом участие.
Ситуационные задачи – задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.
При решении ситуационной задачи учителя и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит так:
• Название задачи.
• Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.
• Информация по данному вопросу, представленный в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)
• Задания на работу с данной информацией.

Источник: Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – С.-П.: Издательство «КАРО», 2008.

Ситуационные задачи, составленные мной.


Задача « Нужны ли ребёнку права?»

В известной сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», нарушено право ребенка на заботу и попечение родителей: мачеха, послала сироту в декабрьскую стужу в лес, за подснежниками приказала не возвращаться без них. В сказке французского писателя Ш.Перо «Золушка», нарушено право отдохнуть, поиграть, повеселиться. В сказке замечательного детского сказочника Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» нарушено право ребёнка жить со своими родителями. В сказке С. Михалкова «Три поросенка» нарушается право малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяевами. В сказке «Волк и семеро козлят» лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. А в реальной жизни всё ли благополучно с правами ребёнка? Могут ли современные дети защитить свои права?
Текст 1.
Мы не позволяем детям организоваться; пренебрегая, не доверяя, недолюбливая, не заботимся о них. С ранних лет мы растем в сознании, что большое – важнее, чем малое. Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, что слабее…. Мала рыночная стоимость несозревшего…. Он – ничто, мы – всё… Наши дети – наша собственность… Ребенок не солдат, не обороняет родину, хотя вместе с ней и страдает. С его мнением нет нужды считаться, не избиратель… Слабый, маленький, бедный, зависящий… Сопляк, еще ребенок – будущий человек, не сегодняшний… Это ничего. Мы любим детей. Несмотря ни на что, они наша услада, бодрость, надежда, радость, отдых, светоч жизни… Но отчего они как бы бремя, помеха, неудобный привесок? Откуда неприязнь к любимому ребенку? Януш Корчак
Текст 2.
Конвенция о правах ребен¬ка была принята Генеральной Ассамб¬леей ООН 20.11.89 г. В нашей стране вступила в силу 2 сентября 1990 г. Принятие Конвенции не было случайностью. Положение детей в мире вызывало тревогу, и важно было привлечь внимание всех людей планеты к этой проблеме. Конституция Российской Федерации (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина) принята 12.12.93 г. В Конституции Россий¬ской Федерации записано, что родители имеют равные права и обязаннос¬ти заботиться о детях, воспитывать их. В свою очередь, дети, став взрослыми и трудоспособными, обязаны заботиться о родителях.
Семейный Кодекс РФ, принятый 15.11.97 г. утверждает, что забота о детях, их вос¬питании — это и право, и обязанность родителей. Родители обязаны кор¬мить и одевать детей, заботиться об их отдыхе, лечить в слу¬чае болезни, давать возможность общаться с другими людь¬ми, читать книги, ходить в кино и театры. Закон обязывает родителей заботиться также об образова¬нии детей.
Текст 3.
Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелей¬шем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в спец¬интернаты 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.

Задания.

1. Назовите источники, из которых можно узнать права ребёнка. Как вы думаете, кто должен знать права ребёнка: родители или дети? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Просмотрите периодическую печать, телевизионные передачи (другие СМИ) и подберите примеры нарушения прав ребёнка в нашей стране.

3. Проведите опрос своих сверстников, чтобы определить, какие права ребёнка они знают. Представьте результаты исследования с помощью таблицы или диаграммы.

4. Создайте презентацию на тему «Способы защиты прав ребёнка». Какие организации призваны охранять права ребёнка? К кому может обратиться ребёнок со своей проблемой?

5. Расскажите младшим школьникам о том, какие опасности могут подстерегать их в обычной жизни, имея в виду возможность нарушения их прав. Представьте эту информацию в форме сказки.

Задача « Потребитель всегда прав»

Гражданин Павлов купил часы, но вскоре они сломались и их пришлось отдать в ремонт. Когда Павлов пришел в назначенный день, чтобы забрать часы, то оказалось, что они утеряны. Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 7 месяцев. Потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. А в вашей жизни были такие ситуации? Как защитить свои права в подобных случаях?

Текстом для этой задачи служит текст параграфа 13 «Потребитель и его права» учебника «Обществознание» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 224 с.)

Задания.

1. Составьте список понятий, относящихся к теме «Права потребителя». Каково их значение?

2. Объясните причины нарушения прав потребителей исполнителями? Что выгоднее: нарушать их права или дорожить своими клиентами?

3. Сравните рекламу нескольких товаров или фирм и найдите элементы недобросовестной рекламы. По каким критериям вы определили это?

4. Определите положительные и отрицательные стороны покупки товара в следующих местах: на вещевом рынке, в магазине с традиционным обслуживанием, в супермаркете.

5. Подготовьте памятку для потребителей. Включите в неё следующую информацию: права потребителя, способы защиты этих прав, учреждения, защищающие права потребителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...