АЛЕКСАНДР
МИЛКУС
Со стороны
виднее.
По крайней
мере я, читая доклад P164840 «Равенство образовательных возможностей в
Россиийской Федерации», свое отношение к процессам, происходящих в наших
школах, поменял. Не принципиально, но кое на что я смог, благодаря исследованию
Всемирного банка, взглянуть по-другому.
Но сначала два
объяснения. Первое. Почему это Всемирный банк вообще занимается изучением
систем образования в экономических развитых странах? Ответ понятен – более
образованное население обычно и экономические более состоятельно.
Второе.
Насколько объективны собранные материалы? Объективны насколько это возможно в
гуманитарной сфере, потому что опираются на серьезные исследования. Они по
одинаковой схеме проводятся в разных странах. Это Международная программа по
оценке образовательных достижении учащихся (PISA), Международное исследование
тенденции математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и
Международное исследование достижении в чтении (PIRLS). Проще говоря –
исследования оценивают уровень усвоения школьной программы и умение полученными
знаниями пользоваться в реальной жизни.
Итак, самые
важные для нас выводы:
- Россия -
страна с наивысшим рейтингом в исследовании PIRLS. Оно выясняет насколько
ученики начальной школы умеют читать и – само важное - понимать прочитанное.
Тут мы по сути впереди планеты всей. Но вот в старшей школе мы по этому
показателю сильно проваливаемся. 15-летние ребята хуже понимают прочитанное и
далеко не всегда могут пересказать только что прочитанный текст.
- Россия вошла
в первую десятку стран в рейтинге исследования, которое оценивает достижения
восьмиклассников по математике и естествознанию TIMSS.
- Наши
школьники демонстрируют самый низкий разрыв «в уровне достижении » среди
учащихся из наиболее и наименее обеспеченных социально-экономических групп. То
есть ученики из состоятельных семей, где родители много сил и денег вкладывают
в обучение отпрысков, не на много лучше учатся, чем ребята из семей, мягко
скажем, небогатых.
Конечно,
разрыв между такими ребятами есть. Но он существенно меньше, чем в развитых
европейских странах. Даже в продвинутой в системе образования Финляндии.
- Нынешние
достижения нельзя объяснить «традициями советской школы», о которых сейчас
часто вспоминают. Прошло со времени распада СССР почти четверть века. То, что
наши школьники стали показывать лучшие результаты по сравнению со сверстниками
из других стран, исследователи связывают с постоянным развитием образовательной
политики в стране. Бывшие социалистические страны - Болгария, Чехия, Словакия и
Венгрия – отличает серьезное различие в уровне образования ребят из богатых и
из бедных семей. Развитие же образования в России больше похоже на Сингапур и
Гонконг, где стараются, чтобы все получали достойное, качественное образование.
И это для
нашей страны потрясающее достижение, учитывая размер территории и разрыв между
уровнем доходов в разных регионах.
- Одно из
объяснений таких достижений – в России большое количество высокообразованных
родителей . Папы и мамы нынешних школьников имеют гораздо более высокие уровень
образования по сравнению со средним уровнем по экономически развитым странам.
68 % учеников из бедных семей у нас имеют родителеи с высшим образованием.
Понятно, что такие родители поддерживают своих детей и помогают им в учебе. Но
есть в этой информации для меня и другой смысл, не имеющий отношение к докладу
банка – не слишком ли много у нас людей с высшим образованием с трудом сводят
концы с концами? Вроде бы высшее образование должно обеспечивать успешную и
достойную карьеру, высокие доходы. У нас это не всегда так.
- Еще один
важный успех последних лет – охват максимально большого количества малышей
дошкольным образованием. Да, очереди в детские садики все еще есть. Но их не
сравнить с теми, которые были еще лет пять назад. Кроме того, изменилась сама
система занятий с малышами после того, как учебу дошколят признали уровнем
образования и разработали для нее федеральные стандарты.
Все
международные исследования подчеркивают одно: качество дошкольного образования
определяет будущие успехи человека – и в школе, и во взрослой жизни. И важно,
что сейчас в России развитию дошкольного образования стали уделять достойное
внимание.
- А вот вывод,
которого я не ожидал. «Уровень развития образовательной инфраструктуры,
количество учителей , уровень образования и компетенции педагогических кадров
во всех регионах России очень похожи и не зависят от экономических показателей
регионов».
При этом мы же
знаем насколько по-разному живут люди, скажем, в Московской области и в Тыве.
Как получается, что при этом учителя по всей стране обеспечивают в общем-то
одинаковую успеваемость ребят, еще предстоит изучить. Есть вполне обоснованная
версия – «виной всеми» Единый госэкзамен. Учителям нужно подтягивать школьников
с тем, чтобы они его сдали. А задания ЕГЭ для всех регионов одинаковые.
- А вот что
еще не на высоте – навыки совместной, командной работы. Здесь у нас показатели
невысоки по сравнению со сверстниками из других стран. Эти навыки считаются
одними и самых важных для 21 века – мол, время одиночек прошло, пришло время
групповой работы.
- Несмотря на
почти еженедельные скандалы из-за того, что учитель ударил ученика или ученики
нелицеприятно обошлись со своим педагогом, исследователи отмечают: «поведение и
профессиональные навыки преподавателеи формируют позитивныи школьный климат в
Российской Федерации». И это, опять таки, понятно. Сорвавшихся учителей,
отмороженных учеников у нас единицы. А то, что про каждый выходящий из ряда вон
случай пишут, абсолютно не означает, что вся система образования порочна.
Наоборот. Всемирный банк пишет: «Российская Федерация выигрывает от наличия
высокообразованных учителей».
- А вот
правило, которые у нас точно осталось от советской школы: «Будешь плохо учиться
– пойдешь в ПТУ». Что показывает исследование – даже в школе, где много детей
из небогатых, социально неблагополучных семей, ребята стремятся учиться
получше. Устойчивая тенденция здесь – стремление повысить академическую
успеваемость. Но при этом продолжают учебу они в колледжах, считая, что больше
ничего им не светит. Многие из них не рассматривают вузы как путь для будущей
карьеры. В чем причина? Ребята не уверены в себе. И это, считают исследователи,
«прокол» образовательной политики.
- Еще одна
важная и приятная информация – ребят из неблагополучных семей, которые плохо
учатся, стало в два раза меньше, если сравнивать с 2006 годом, когда
проводились похожие исследования. Школы учатся поддерживать таких ребят,
заинтересовывать учебой.
Важно, что в
регионах разрабатывают программы развития отстающих школ. Учат учителей
работать с ребятами «из неблагополучного контингента». Очень важна для таких
школ личность и профессиональными навыки директора. И вот можно говорить, что у
нас формируется довольно влиятельная группа руководителей образованием, которые
знают как работать в отстающих школах, выстраивают в них нормальные отношения
между учителями и учениками.
И последнее.
Мы – родители
– все равно будем ругать наше образование. Во-первых, так принято – у нас все
знают как учить и как лечить. Во-вторых, конечно же, мы хотим, чтобы дети лучше
учились, а учителя лучше учили. Но при этом все-таки стоит помнить – мы за
последние годы в создании современной системы образования достигли многого.
Хотя, конечно, до идеала очень сильно не дотягиваем. А кто дотягивает?
ИСТОЧНИК KP.RU
Комментариев нет:
Отправить комментарий