
Слова этой новогодней песенки знакомы всем нам с детства. Именно эту песенку впервые учат детки под Новый год, именно эта песенка у всех ассоциируется с Новым годом, нарядной елкой, Дед Морозом с подарками. А появилась эта уже давно всеми любимая новогодняя песня еще в начале XX века.
У "Елочки" были свои счастливые и несчастливые времена. Она звучала на Рождество, будто рождественский гимн, в многодетных семьях и приютах, в гимназиях и церковно-приходских школах… Но в разгар Первой мировой войны начальство в крупных городах не рекомендовало обывателям устраивать елки, так как положение было тяжелым, начались перебои с топливом и транспортом. А дальше – больше: после революции большевики и вовсе исключили Рождество из праздничных дней календаря, усмотрев в нем религиозный предрассудок и даже мракобесие. Какая уж тут песня о елочке без елочки?
Новогодний праздник возвратился только в середине 30-х годов. Но вместо вифлеемской звезды елку стали увенчивать звездой, напоминающей кремлевскую. Зато песенка "В лесу родилась елочка" как бы пережила свое второе рождение. Когда, наконец, официально разрешили праздновать Новый год и зажигать елки, то оказалось, что, кроме "Елочки", новогодних песен нет – все остальные так или иначе связаны с Рождеством, а религиозная тематика при советской власти, мягко говоря, не одобрялась. А тут – елочка, зайчики, детишки и никакой политики. Правда, из осторожности "мужичка" неясной классовой принадлежности сменили на "старичка". В остальном же ни мелодия, ни текст практически не были изменены.
Автор любимой новогодней песни многих поколений — Раиса Адамовна Кудашева, в девичестве Гидройц, родилась в Москве15 августа 1878 года (кстати, фамилия Гидройц довольно известная на Руси, происходит из известного немецкого-литовского рода и входит во Всероссийское генеалогическое древо). Раиса Адамовна росла в семье чиновника Московского почтамта. Стихи она писала с детства. Успешно окончив учебное заведение мадам Пуссель, Раиса попала в гувернантки к овдовевшему князю Кудашеву. История умалчивает, как там было дело, но спустя довольно короткое время свет увидел новую княгиню – Раису Адамовну Кудашеву. После этого Раиса Адамовна, обладавшая несомненным педагогическим даром, стала учительницей, не оставляя при этом свои поэтические эксперименты.Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала "Малютка". Стихотворение называлось "Ручейку". Его напечатали, и с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как "Малютка", "Светлячок", "Подснежник".
Впервые знаменитая "Елочка" была опубликована в 1903 году в журнале "Малютка", который подписчики получили буквально накануне Нового года и Рождества. Вместо фамилии и имени автора стоял скромный псевдоним "А.Э.
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
Метель ей пела песенку:
"Спи, ёлочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везёт лошадка дровеньки,
А в дровнях старичок,
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.
Теперь ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.
Однако написание стихов не давало Кудашевой средств на жизнь. Грянула война 1914 года, затем революция, гражданская война. Князь Кудашев скончался, не вынеся таких перемен, их с супругой дом был разграблен и впоследствии реквизирован, а скромная учительница, проделав обратный путь "из князя в грязь", была вынуждена искать и новый кров, и новую работу. Устроившись библиотекарем, по старой памяти Раиса Адамовна вновь было попыталась писать, но новой стране в лице редакторов советских изданий совсем не нравились простые лирические детские стишки, в которых, как они находили, были какие-то "не такие" слова. И уж конечно, во всей этой круговерти поэтесса и знать не могла, что её стихотворение стало песней. О стихах надолго пришлось забыть. Было даже опасно вспоминать, что учительница, а потом советский библиотекарь, писала про какое-то Рождество, про какую-то ёлочку.
В 20-х годах прошлого века в стране полным ходом шла и культурная революция: антирелигиозный разгул уничтожил празднование Рождества Христова со всеми атрибутами, пострадал попутно и придуманный Владимиром Одоевским Дед Мороз, и многие сказки, песни, стихи. Агитки, как всегда, душещипательно регулировали этот процесс: "Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов" или же "Ребят обманывают, что подарки им принёс Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с ёлки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются милой ёлочкой и добрым Дедом Морозом ещё и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала". Редкостный бред, но такова уж наша история – будем же к ней уважительны. Досталось в контексте и нашей маленькой ёлочке от Демьяна Бедного в его не менее трогательной "Рождественской картине. Бытовой":
"Под Рождество Христово в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный Дед-Мороз
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!"
Как ни странно, но все эти нападки остановил Великий Вождь всего мира и народов СССР Иосиф Сталин, который жёстко укротил "вечных революционеров-оппозиционеров" и вернул некоторые утраченные русские традиции – не полностью, естественно, и не без изменений, но дети получили свой праздник обратно.
Газета "Правда" 28 декабря 1935 года опубликовала статью секретаря ЦК КПСС Павла Петровича Постышева, где были такие слова:
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны."
И 1 января 1936 года в Колонном зале Дома Союзов состоялась первая Кремлёвская ёлка, традиция проведения которой сохраняется до сих пор.
Однако имя Кудашевой было в тени. Авторство популярного стихотворения было установлено гораздо позже, и Кудашеву едва приняли в Союз писателей. Об этом событии ходят несколько легенд.
Однажды в кабинет Алексея Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: "Только детские тоненькие книжки". На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. "Нет, так нет", - ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: "Может, вы слышали хоть одно мое стихотворение?" и прочла Горькому знаменитые строки: "В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была". Рассказывают, что когда Горький услышал эти строки, он тут же принял Кудашеву в Союз писателей.
По другой версии в Союз писателей принял Кудашеву председатель СП Александр Фадеев. И здесь история повторилась. Поначалу известный писатель пытался отказать неизвестной поэтессе, а потом попросил прочитать что-нибудь из ее сочинений. Она начала читать. "Так это вы написали?" - спросил Фадеев. И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочел эти стихи. Вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А.Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
Ссылка на источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий