среда, 25 марта 2015 г.

"Невероятная образовательная реформа в Финляндии: от предметов к темам"

Финляндия собирается совершить радикальную реформу в своей системе образования, посягнув на то, что кажется многим из нас Священным Граалем — на учебные предметы. 

Ричард Гарнер, корреспондент британской газеты The Independent, специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.
здание финской школы

Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr


Надо сказать, что в математической части тестов PISA безоговорочным лидером является восточные страны — Китай, Сингапур, Тайвань, Корея, Япония. Читайте об особенностях математического образования в Шанхае, а также о двуликих традициях китайского высшего образования.
Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.
Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие. Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система — шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно. Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» — элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.
кабинет труда финской школы

Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику. В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает. Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.
Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг. Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой. Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы — например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

школьный кабинет в Финляндии


Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Помимо изменений в учебной программе предполагается и повсеместное внедрение активного обучения, которое убирает учителя из центра класса, а основой учебного процесса становится совместная проектная деятельность небольших групп учеников.

Марьо Киллонен, глава департамента образования г. Хельсинки, говорит о планирующейся реформе:

Школы сейчас работают по устаревшей модели 90-х годов прошлого века; но нужды времени изменились, и нам необходимы перемены, которые удовлетворят потребности XXI века.
Можете себе представить, какой резонанс вызывают внутри страны среди педагогов известия о таких коренных изменениях. Государство озаботилось возможным беспокойством со стороны работников образования, и готово простимулировать учителей прибавкой к зарплате. Это естественно, ведь новая реформа, ставящая целью передачу междисциплинарных знаний, требует от каждого учителя-предметника плотной работы со своими коллегами. В такой системе нет смысла замыкаться на своей специализации.

Первыми реформы обкатываются в Хельсинки. По словам Паси Силандера, уже 70% учителей города, преподающих в старших классах школы, сейчас проходят курсы повышения квалификации и адаптации к новым реформам.

Нам приходится менять образ мышления. Крайне сложно помочь учителям начать, сделать первый шаг... Но те учителя, кто всё же осмелился, говорят, что ни за что бы не вернулись обратно.
На данный момент реформы претворяются в жизнь в лёгкой адаптивной форме — ежегодно школы страны проводят у себя «период тематического обучения», который длится несколько недель. В Хельсинки этот процесс имеет более жёсткие формы — новая модель обучения апробируется два раза в год. Планируется, что полностью на новую систему образования Финляндия перейдёт к 2020 году.
Ссылка на источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...