Почему за границей люди успешнее? Дело тут не в нашем государстве, успешностью не отличающемся. Просто там детям основы права прививаются с молоком матери, ведь когда человек знает, на что он имеет право, что обязан делать и за что будет наказан, ему значительно легче жить в современном динамичном мире.
Вот и вице-премьер России Дмитрий Медведев считает необходимым вводить в школах уроки по изучению законов и практики их применения: «Уверен, что привить правовую культуру можно, только начиная этим заниматься с самого раннего возраста, изучая законы, изучая правовую практику практически со школьных лет. Это, конечно, дело педагогов – подумать о том, как лучше здесь действовать». Честно говоря, меня смутило обращение к педагогам. Не многовато нагрузки на школу? Прежде всего необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Может это сделать школа в одиночку?Возможно, воспитывать правовую грамотность нужно не только у детей, но и у взрослых, чтобы знания передавались как раз с молоком матери? К тому же уроков обществознания явно недостаточно для того, чтобы идеи прав и свобод действительно стали основой мировоззрения будущих взрослых граждан демократической России. Учителя стараются как могут, изобретают новые формы, дополняя учебник. Кстати, почему его нужно дополнять? Если это серьезная проблема, то, может, подкорректировать учебник?
– Мы регулярно проводим дни права. И это комплекс мероприятий: уроки толерантности и права, тематические классные часы, интернет-олимпиады и викторины, – рассказывает Галина Попова, учитель обществознания Большереченской школы № 2.
И так в каждой школе.
Пока, по мнению омского мирового судьи Вероники Сюткиной, правовая грамотность подростков ограничивается отношениями с родными и учителями. Но и в этом получается перекос: дети знают о своих правах и не информированы об обязанностях. А мамы и папы все чаще стали жаловаться на учителей в мировые суды. Ни синяков, ни свидетелей, но нервы «вредной училке» попорчены. Дети же жалуются и на родителей, и на учителей. На помощь им приходят инспекции по делам несовершеннолетних, телефоны доверия, социальные службы… И не всегда правомерно, как считает судья: у этих структур тоже свои «планы» по разоблачению жестоких взрослых. Ювенальная юстиция у нас еще не введена, но ростки ее упорно пробиваются.
Причем «качают» права как раз далеко не примерные дети. А как воспитывать трудного подростка, если он тотчас бежит жаловаться на родителей? Как считает судья, большинство детей, реально страдающих от насилия, даже зная свои права, не могут ими воспользоваться – психологически не готовы. Тут уроки не помогут. Тут психологи, сокращенные в школах повсеместно, требуются.
– Возникает ощущение, что правовая грамотность – и то весьма ограниченная - начинается в школе и ею же заканчивается, - сокрушается судья. - Как только дети выходят из школы, вся наука обрывается – больше никому это не нужно. Судя по молодым людям, которые приходят к нам, они совершенно не готовы к жизни. Не знают элементарных практических вещей. Например, студенты не живут с родителями, снимают квартиры и не ведают, что в течение 30 дней с момента отъезда могут предъявить доказательства своего отсутствия в жилконтору, потребовав перерасчета квартплаты. Узнают обычно случайно, идут в суд, когда уже поздно.
В Исилькульской школе провели опрос среди старшеклассников: куда они пойдут в случае нарушения своих прав? К юристам – ответило большинство. И совершенно напрасно, считает мировой судья. К юристам нужно ходить осторожно:
– Юридических консультаций развелось великое множество, только не всегда там работают квалифицированные специалисты. Делают свое черное дело и некоторые адвокаты, убеждая клиента побороться, хотя видят, что надежд на победу никаких. Зато адвокат получит свой гонорар плюс оплату за судодень – 800 рублей.
Как поднять правовую грамотность населения, я спросила у профессора, доктора юридических наук, заведующего кафедрой государственного и муниципального права Омского государственного университета, консультанта Заксобрания Омской области Александра Костюкова. Разговаривать на эту тему он не стал: «Не хочу обижать свой народ». Примерно так же мне ответила пресс-секретарь областного суда, не пожелав организовать встречу с его председателем Владимиром Ярковым, руководителем омского регионального отделения Ассоциации юристов России. Три солидных адвоката дружно, хотя и в разное время, отказались общаться, мотивировав тем же – любовью к народу. Мысль о том, что правовая грамотность граждан юристам вовсе не нужна, уже не показалась мне абсурдной.
– Правовая безграмотность порождает правовой беспредел, – уверен правозащитник и юрист Дмитрий Щекотов. – Чем дальше от областного центра, тем меньше люди знают свои конституционные права. Я депутат сельсовета по трем заброшенным деревням в Муромцевском районе. Нет в них ни магазинов, ни почты, ни медицинских пунктов, ни уличного освещения, вода для питья непригодна. Социальной помощи старикам-инвалидам нет, даже «скорая» по бездорожью проехать не может. Суда, по старинке, боятся, только письма властям пишут, да ответов не получают.
Разве школа в одиночку справится с правовым просвещением? Да и некому там преподавать юриспруденцию. Вероятно, это должен быть комплекс мероприятий, направленный на все общество, а не только его часть – детей. Во всем цивилизованном мире борьбу с правовой безграмотностью ведут общественные организации. Минюсты США и Европы раздают им гранты из государственных средств, поручая придумать и внедрить самые разные формы и методы, с помощью которых маленьким и взрослым гражданам разъяснялись бы их права и обязанности. Пока возникает ощущение, что правовая безграмотность населения вовсе не так волнует нашу власть, как она о том вещает. На самом деле люди, знающие закон и умеющие им пользоваться, осложняют ей жизнь, а у юристов и хлеб с маслом отбирают. Так зачем их плодить? Проще свалить это трудноподъемное дело на школу.
И так в каждой школе.
Пока, по мнению омского мирового судьи Вероники Сюткиной, правовая грамотность подростков ограничивается отношениями с родными и учителями. Но и в этом получается перекос: дети знают о своих правах и не информированы об обязанностях. А мамы и папы все чаще стали жаловаться на учителей в мировые суды. Ни синяков, ни свидетелей, но нервы «вредной училке» попорчены. Дети же жалуются и на родителей, и на учителей. На помощь им приходят инспекции по делам несовершеннолетних, телефоны доверия, социальные службы… И не всегда правомерно, как считает судья: у этих структур тоже свои «планы» по разоблачению жестоких взрослых. Ювенальная юстиция у нас еще не введена, но ростки ее упорно пробиваются.
Причем «качают» права как раз далеко не примерные дети. А как воспитывать трудного подростка, если он тотчас бежит жаловаться на родителей? Как считает судья, большинство детей, реально страдающих от насилия, даже зная свои права, не могут ими воспользоваться – психологически не готовы. Тут уроки не помогут. Тут психологи, сокращенные в школах повсеместно, требуются.
– Возникает ощущение, что правовая грамотность – и то весьма ограниченная - начинается в школе и ею же заканчивается, - сокрушается судья. - Как только дети выходят из школы, вся наука обрывается – больше никому это не нужно. Судя по молодым людям, которые приходят к нам, они совершенно не готовы к жизни. Не знают элементарных практических вещей. Например, студенты не живут с родителями, снимают квартиры и не ведают, что в течение 30 дней с момента отъезда могут предъявить доказательства своего отсутствия в жилконтору, потребовав перерасчета квартплаты. Узнают обычно случайно, идут в суд, когда уже поздно.
В Исилькульской школе провели опрос среди старшеклассников: куда они пойдут в случае нарушения своих прав? К юристам – ответило большинство. И совершенно напрасно, считает мировой судья. К юристам нужно ходить осторожно:
– Юридических консультаций развелось великое множество, только не всегда там работают квалифицированные специалисты. Делают свое черное дело и некоторые адвокаты, убеждая клиента побороться, хотя видят, что надежд на победу никаких. Зато адвокат получит свой гонорар плюс оплату за судодень – 800 рублей.
Как поднять правовую грамотность населения, я спросила у профессора, доктора юридических наук, заведующего кафедрой государственного и муниципального права Омского государственного университета, консультанта Заксобрания Омской области Александра Костюкова. Разговаривать на эту тему он не стал: «Не хочу обижать свой народ». Примерно так же мне ответила пресс-секретарь областного суда, не пожелав организовать встречу с его председателем Владимиром Ярковым, руководителем омского регионального отделения Ассоциации юристов России. Три солидных адвоката дружно, хотя и в разное время, отказались общаться, мотивировав тем же – любовью к народу. Мысль о том, что правовая грамотность граждан юристам вовсе не нужна, уже не показалась мне абсурдной.
– Правовая безграмотность порождает правовой беспредел, – уверен правозащитник и юрист Дмитрий Щекотов. – Чем дальше от областного центра, тем меньше люди знают свои конституционные права. Я депутат сельсовета по трем заброшенным деревням в Муромцевском районе. Нет в них ни магазинов, ни почты, ни медицинских пунктов, ни уличного освещения, вода для питья непригодна. Социальной помощи старикам-инвалидам нет, даже «скорая» по бездорожью проехать не может. Суда, по старинке, боятся, только письма властям пишут, да ответов не получают.
Разве школа в одиночку справится с правовым просвещением? Да и некому там преподавать юриспруденцию. Вероятно, это должен быть комплекс мероприятий, направленный на все общество, а не только его часть – детей. Во всем цивилизованном мире борьбу с правовой безграмотностью ведут общественные организации. Минюсты США и Европы раздают им гранты из государственных средств, поручая придумать и внедрить самые разные формы и методы, с помощью которых маленьким и взрослым гражданам разъяснялись бы их права и обязанности. Пока возникает ощущение, что правовая безграмотность населения вовсе не так волнует нашу власть, как она о том вещает. На самом деле люди, знающие закон и умеющие им пользоваться, осложняют ей жизнь, а у юристов и хлеб с маслом отбирают. Так зачем их плодить? Проще свалить это трудноподъемное дело на школу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий