среда, 14 марта 2012 г.

Поступки сегодня измеряются не совестью и разумом?

В "УГ"  поднята тема, для меня очень острая, животрепещущая: списывание, к чему оно приведёт, какие специалисты заполонят нашу страну лет через 5 - 10? 
Наталья Яковлева, Омск: Поступки сегодня измеряются не совестью и разумом, а размером успеха
 Школьники списывают и не стыдятся этого. Сейчас сдать ЕГЭ важнее, чем найти себя, научиться делать любимое дело лучше всех, почувствовать себя нужным. Но ведь «списать» себя с другого, увы, не получится...  
В первый класс я пришла с твердым убеждением, что списывать нехорошо. В ответ на просьбы «сдуть домашку» честно пыталась объяснить: оценка не главное, важнее твои знания. Довольно быстро меня научил жизни второгодник Колька Ляус, регулярно битый родителями за двойки. Философствовать он категорически не хотел, от помощи в выполнении домашних заданий презрительно отказывался и стабильно наезжал на мой отутюженный белый фартук колесом велосипеда, на котором прибывал в школу в любое время года. Когда я стала делиться своими тетрадками с одноклассниками, жизнь в коллективе значительно упростилась. На четвертом курсе университета и сама научилась виртуозно списывать на экзаменах и зачетах. Не одна, конечно, – своим уникальным (правда-правда, до сих пор не слышала о подобном) методом щедро делилась с окружающими. Угрызений совести по этому поводу мы не испытывали. Более того – лихо списать считалось шиком. Тем более что ни история КПСС, ни теория литературы, ни еще какие-то забытые предметы в дальнейшей жизни так и не пригодились. Мы казались себе умными, умеющими отсеивать ненужные знания. Думать нас действительно учили, к счастью.
Правда, иной раз мне приходит в голову: а если бы я училась в медицинском институте, как хотела наша химичка? Выбирала бы, что нужнее – химия или анатомия? И стала бы такой, как педиатр из нашей поликлиники, путающая лобную кость с лобковой? Хорошо также, что я не выбрала педагогику, как хотела мама. Что бы я стала делать, если бы мои ученики скатывали друг у друга? Ругаться? А российские психологи, как по заказу, убеждают, что это естественный процесс и нормальное распределение сил: то, что нужно, старшеклассник делает сам, а что-то «срисовывает». Спасибо им, конечно, по этим правилам я честный человек, но что-то здесь не то. Ну ладно, дать списать полезно для адаптации в обществе, но открыто объявить детям, что списывание – нормальный процесс, потому что они перегружены, уже чересчур. Может, в таком случае лучше программы подкорректировать, чтобы не было «ненужного»? В расписании нынешних студентов факультета журналистики Томского университета, например, тех предметов, что мы «исключили» для познания, теперь нет.

Импортные психологи на эту тему не пишут. На Западе решили, что списывать – это нечестно, а честь дороже оценки, потому те, кто нарушает кодекс чести, запросто вылетают с ученической или студенческой скамьи.

У нас списывание – поддержка и взаимопомощь. Даже учителя не считают списывание аномалией, более того – сами иногда готовы подсунуть ученику шпаргалку. Понять их можно – ну вылетит ребенок, а что дальше? Пойдет в ПУ, станет сантехником в лучшем случае. Хуже – в армию. А может быть, еще хуже – в никуда. С честностью у нас тоже все как-то неопределенно… Стянуть полтинник у соседа – уголовно наказуемо, а прихватизировать пару миллионов государственных денег в личный фонд губернатора – общепринято. Списать домашку - не совсем хорошо, зато смухлевать на экзамене – подвиг! Поступки измеряются не совестью, не разумом, а размером успеха. Украл, сел – лох! Украл, разбогател – успешный человек! Нам не стыдно списывать, и знания для нас отнюдь не важнее оценки, потому что нам важен не процесс, а результат. Сдал ЕГЭ – умница! А как ты этого добился, учитель тебя готовил или репетитор – не важно. Хотя ведь это тоже нечестно: экзамен – оценка не только ученику, но и педагогу. Зато установка нового времени выполняется - школа готовит успешных людей. Но что такое успешность, мало кто понимает, путая ее с успеваемостью.

Нет, конечно, списывали и раньше. До сих пор вся наша жизнь – борьба: дети то объединяются против учителя, то вместе с ним против проверяющих. Бюрократическая система неминуемо ведет к тому, что «униженные и оскорбленные» начинают врать, действуя заодно. Уж на что в Америке человек человеку волк, и то несколько лет назад выяснилось, что учителя школ Джорджии целых десять лет помогали ученикам сдавать выпускные тесты, исправляя их ошибки. В стране, где культивируются закон и порядок, тысячи людей десять лет не доносили о непорядках! Прямо наши люди, честное слово!

- Хорошие результаты стали для учителей намного важнее, чем качественное образование. Причина заключается в американском законодательстве, по которому чем выше успеваемость в школе, тем больше зарплата учителя. К тому же из-за кризиса сильно сократилось финансирование системы образования. Школы буквально бьются друг с другом за выживание, – посетовал губернатор Джорджии.

Что-то мне это сильно напоминает. Но мы не хотим учиться на чужих ошибках! Мы хотим делать детей успешными, понимая это как-то очень не по-нашему: работа высокооплачиваемая, домик двухэтажный, машина импортная... По-моему, успешность – во всяком случае, при нашей российской ментальности – не должна определяться исключительно внешними факторами. Я недавно была в обычной, нищей деревне Ракитинка. Птицефабрику там закрыли, люди ездят на заработки в город, а их дети, приходя в школу, часто даже не умеют общаться со сверстниками и ясно излагать свои мысли - родителям не до них… Пенсионерка Ирина Безгачева, логопед и воспитатель, занимается с ними не три часа, как полагается, а сколько просят. «Детей жалко», - объясняет. Учитель рисования, тоже на пенсии, Людмила Шумик мастерит уникальных кукол из рогоза, заразив этим хобби полдеревни, включая малышей. Учит – просто так – всех желающих, независимо от возраста. В школе, где 29 ребятишек, по норме полагается сразу два класса на урок сажать, но педагоги, которых всего двое, заметили, что так дети плохо воспринимают материал, и работают по доброй воле еще и вторую смену. «Чтобы не стыдно было людям в глаза глядеть», - смущается директор Нина Гутрова. «Главное – чтобы гармония в душе была», - поддерживает Людмила Павловна. Деревня без таких людей пропадет. А из критериев американской успешности у них только дома. И то старые, одноэтажные, с печным отоплением.

Прав Евгений Вирячев, постоянный автор публикаций на сайте и в «Учительской газете» – полюс у каждого свой. Наверное, надо объяснять детям, что оценка в дневнике, сдача ЕГЭ и поступление в вуз не самые главные признаки успеха. Исаак Ньютон, например, ЕГЭ бы не сдал – он был патологически ленив в учебе. Да и Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже – всю жизнь писал с ошибками и имел проблемы с историей и географией. Важнее, я думаю, найти себя. Научиться делать любимое дело лучше всех, почувствовать себя нужным. А «списать» себя с другого, увы, не получится. Знания ведь для того и нужны, чтобы лучше понимать себя и иметь свободу выбора.

А свой уникальный способ списывания на экзамене я все же приберегу для дочери. Вдруг у нас историю ЕР введут?

Ссылка на источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...