Очень важно уметь выявлять проблему. Это необходимо и при проблемном обучении, и при организации учебного проекта (а проект, как известно, невозможен без лично значимой для ученика проблемы).
При постановке проблемы не надо её путать с негативным фактом. Например, говорят, что проблема в том, что «родители меня не понимают», «у меня нет велосипеда»…
Чтобы сформулировать проблему, конечно, надо увидеть негативный факт, но этого мало.
Этапы формулирования проблемы:1. Выявить негативный факт.
2. Установить, чему противоречит данный факт, и сформулировать противоречие.
3. Сформулировать проблему, исходя из противоречия, ответив себе на вопрос «про что это противоречие» - ответ и будет названием проблемы.
Наиболее распространенные противоречия
* Между тем, что есть и тем, что хотим.
* Между тем, что есть и тем, как должно быть.
* Между тем, что хотим и тем, что надо.
* Между двумя разными обязанностями, исключающими друг друга.
Формулировка противоречия выглядит так:
« А», НО (при этом) «Б»
Или
С одной стороны «А», но с другой стороны «Б»
А и Б – противоречащие друг другу обстоятельства (факты, явления).
Различия между проблемами и констатацией факта.
Констатация факта В обществе велико имущественное расслоение
Противоречие Расслоение общества велико, но если мы не будем его уменьшать, обстановка может закончиться социальным взрывом
Проблема Проблема невозможности улучшения обстановки в стране без уменьшения имущественного расслоения
Констатация факта Ученики не знают о том,как защитить свои права
Противоречие Ученики не знают о том, как защитить свои права, при этом они должны знать об этом, чтобы уметь защищаться.
Проблема Проблема недостаточной информированности учащихся о путях защиты своих прав
Комментариев нет:
Отправить комментарий