Модернизация образования невозможна без развивающих технологий.
Сократовский метод, опробованный ещё в древности, представлял собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений. Осознание этих противоречий приводило к размышлениям, возникали новые вопросы, которые шаг за шагом вели к разрешению проблемы.
Практически ни один урок истории и обществознания не обходится без решения проблемных задач и вопросов. В своей работе часто использую технологию проблемного обучения, которая способствует развитию у детей нестандартного мышления, навыков учебно-исследовательской деятельности, возможности по-новому взглянуть на проблему, выработке личностной оценки. Данная технология позволяет учащимся выдвигать смелые идеи, ведь в ходе решения проблемы учитель занимает позицию равного среди равных. Роль учителя на таком уроке велика: необходимо знать проблему с разных сторон; владеть классом, не допуская превращения дискуссии в выяснение отношений; корректировать выступления; подводить ребят к правильному или компромиссному решению; давать возможность самостоятельно оценить свои знания и знания своих одноклассников; корректно исправлять ошибки.
Используя проблемный метод, учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта ставлю проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией объясняю материал сама и в конце провожу опрос проблемного характера. При объяснении нового материала использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и эвристическую беседу. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Излагает материал, размышляя, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный. Смысл эвристической беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Овладеть эвристической беседой непросто. Просмотрев литературу на эту тему, заинтересовалась эвристическим обучением, идеями Хуторского. В этом вижу перспективу своего дальнейшего самообразования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий