суббота, 19 ноября 2016 г.

«Пойду до победного»: почему положение федерального закона об обязательной выплате компенсации работникам ЕГЭ «не обязательно» в регионах РФ

Учитель информатики из Красноярского края Михаил Тиличеев борется за выплату компенсаций учителям, принимающим участие в подготовке и организации ЕГЭ, однако пока его действия не дали результатов. Почему каждому учителю, задействованному в ЕГЭ, полагается выплата и как должно оформляться направление на эту работу? Почему мы запустили движение за честную оплату ГИА.
Ежегодно тысячи учителей всех регионов России направляются работать на ЕГЭ: организаторами в аудитории, техническими специалистами, проверяющими экзаменационные работы и др. «Это ваша обязанность», «Вы были на ЕГЭ в ваши рабочие часы», «Работа на ЕГЭ входит в ваши должностные обязанности», «У школы нет денег», «Нигде никому не платят, а будете недовольство высказывать, пожалеете» — так отвечают учителям, которые задали вопросы об оплате, а кто-то и не спрашивает: «Мне заведомо дали понять, что все это бесплатно. Я не спрашивала».
А учитель информатики Михаил Тиличеев спросил:
— На ЕГЭ в 2016 году я выполнял обязанности технического специалиста. Для подготовки компьютеров к проведению ЕГЭ по иностранному языку, ОГЭ по информатике и ОГЭ по иностранному языку я потратил более 60 часов рабочего времени, а настраивать их мне приходилось до самой ночи. По факту получается, что я работал в сверхурочное время и в выходные дни (воскресенье), которые никак не связаны с моим рабочим расписанием и должны оплачиваться отдельно. На курсах по обучению организаторов и технических специалистов по ЕГЭ и ОГЭ, я спросил, будет ли доплата за такую нагрузку, на что получил отрицательный ответ.

Тогда учитель информатики обратился в Министерство образования Красноярского края. В Министерстве сослались на постановление Правительства края, в котором предусмотрены выплаты проверяющим экзаменационные работы, но не предусмотрены техническим специалистам и организаторам в/вне аудитории, то есть Правительство края то ли «забыло» организаторов проведения самого экзамена, то ли не посчитало, что работа по проведению экзамена является работой по проведению экзамена (извините за тафтологию), но как еще можно расценить отсутствие выплат, когда в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что «Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена» (часть 9 статьи 47).

Невозможно выйти даже в туалет

Учитель биологии из Башкортостана говорит: «Заставляют находиться в ППЭ с восьми утра и до четырех-пяти дня, при этом запрещено принимать пищу и даже батончик шоколада, что приводит к нарушению деятельности ЖКТ». «Огромное нервное напряжение у всех. Очень тяжело в аудитории ничего не делать, только наблюдать — это просто пытка», — продолжает учитель из Москвы. «Учитель унижен уже тем, что ни перекусить, ни посетить комнату гигиены не имеет права», — учитель из Волгоградской области. Подобные отзывы и из других регионов: «Нельзя вставать с места организатору и хотя бы немного пройтись...», «После экзаменов приходится работать во вторую смену и вести уроки по расписанию в этот день», «Прямые обязанности приходится выполнять в нерабочее время», «Невозможно выйти даже в туалет, невозможно просто встать и размять ноги в течение четырех часов», «Сильный стресс. Учеба для организаторов ЕГЭ проходит в мое свободное время (после работы). Это время никак не оплачивается, да и после работы нет желания куда-то ехать», «Плохая подготовка организаторов, ранний, ничем не оправданный приезд в ППЭ, приходилось дожидаться около часа, когда начнется работа».
Сколько часов потратили опрошенные учителя в день проведения экзамена
(по горизонтали — количество часов, по вертикали — число учителей)
Около 60% опрошенных редакцией сайта Pedsovet.su учителей в день проведения ЕГЭ потратили 6-7 рабочих часов при том, что по ставке работы учителя «присутственных» часов должно быть около 3-5. Работники ЕГЭ, как правило, должны прибыть в ППЭ к 8-00, на два часа раньше начала экзамена. В это время учителя вынуждены стоять на улице или в холле школы, пока всем проверят документы, проверят металлдетектором и раздадут инструкции и материалы самого экзамена. Затем четыре часа неподвижного сидения на экзамене без пищи и воды, после чего опять очереди по сдаче экзаменационных материалов и протоколов ответственным лицам. Так и набегает 7-8 часов в день, не считая проезда. А учителей могут отправить работать в ППЭ в районный центр (другой населенный пункт) или удаленную от места жительства школу.
Перед проведением ЕГЭ учителей несколько раз вызывают на учебу, где дают инструкции по проведению экзамена, консультируют по вопросам законодательства в сфере ЕГЭ, с которым учителя должны заранее ознакомиться и выучить все основные положения. Учеба, как правило, проходит в учебные дни после уроков. Как отмечают учителя, работа по проведению ЕГЭ — очень ответственная и стрессовая.
«Мы столкнулись с проблемой программируемых калькуляторов. Я преподаватель гуманитарного предмета, отличить программируемый калькулятор от простого не могу. В одном из ППЭ нашего города экзаменатор была за это оштрафована», — говорит учитель английского языка из Ставропольского края. 

"Почему штрафовать учителя можно, а платить за работу учителю не нужно", — Михаил Тиличеев.

«Это стало основной причиной, почему я начал заниматься вопросом оплаты работы учителей на ЕГЭ и ОГЭ. После получения ответа Министерства образования края о том, что выплаты техспециалистам и организаторам не предусмотрены, я направил еще два письма — в Министерство образования РФ и в Правительство края. Они переслали мои письма опять в Министерство образования края, которое вновь сообщило, что выплаты не предусмотрены», — говорит Михаил Тиличеев.
Круг замкнулся: Правительство края переправляет письмо в Министерство, а Министерство пишет, чтобы обращались в Правительство. Сейчас Михаил Тиличеев направил письмо в прокуратуру края и ожидает ответ.
Проблемой выплаты компенсаций задействованным на ЕГЭ занимается и межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель», который направил запрос О.Н. Смолину, депутату Государственной Думы РФ, первому заместителю председателя Комитета по образованию, а через него — в Министерство образования РФ, Рособорнадзор, прокуратуру.
«Мы получили очень правильные ответы из Генпрокуратуры и Рособрнадзора и были уверены, что теперь все быстро заработает, как надо, — говорит Всеволод Луховицкий, сопреседатель профсоюза. — Нам казалось, что это очень простая проблема, которую можно легко решить. Ведь в законе «Об образовании» все сказано ясно: работа на ЕГЭ должна оплачиваться, платит не школа, а регион. Но в ряде регионов до сих пор нет необходимого документа — Положения об оплате работы на ЕГЭ. Заставить регион принять такой документ нелегко».
Полгода назад профсоюз «Учитель» смог найти в интернете положения об оплате только в 66 из 85 регионов, причем, во многих положениях нет выплат по тем или иным категориям работников (организаторов в/вне аудитории, техническим специалистам и т.д.).
В Самарской области педагог, принявший участие в проведении восьми экзаменов в 2016 году и не получивший компенсаций, обратился в Прокуратуру Самарской области (напомним, что прокуратура — орган, действующий от лица РФ и предназначенный для надзора за исполнением законов на территории РФ). Однако прокуратура отказала в возбуждении дела и переслала заявление учителя в Управление образования и науки области. Управление в свою очередь заявило, что работник получил заработную плату за дни проведения экзамена, и никаких дополнительных обязательств перед работником не имеет.
Учитель не был удовлетворен ответом и обратился в суд, однако и суд первой инстанции отказал, объяснив тем, что работник сам согласился с приказом на дополнительную работу, не опротестовав его.
«Это проблемы, истоки которых лежат в политике Минобрнауки или региональных властей. Чтобы их решить, нужно объединиться учителям из разных школ, это не так просто, — продолжает Всеволод Луховицкий. — Мешает, прежде всего, пессимизм, неверие в собственные силы, и высокая нагрузка на рабочем месте. У учителя часто нет времени, чтобы даже подумать о своих правах».

Работа на ЕГЭ/ОГЭ и прочих ГИА — обязанность учителя?

Нет. Должностные обязанности учителя регламентируются специальным документом — Приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н «Квалификационные характеристики должностей работников образования», в котором говорится о том, что учитель проводит занятия, выбирает формы и методы их проведения, уважает права учеников и заботится об их здоровье, а также осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе.
Однако здесь важно понимать, что учитель обязан осуществлять контроль и оценку знаний учащихся во время образовательного процесса, а ЕГЭ проводится по его завершении — в пункте 12 статьи 59 «Закона об образовании в Российской Федерации» говорится, что государственная итоговая аттестация осуществляется «органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации», к коим не относится ни школа, ни ее педсостав.
«Основная ошибка, которую допускает Министерство образования Красноярского края при ответе — это их мнение о том, что ППЭ и школа — это одна организация, что совершенно не так», — говорит Михаил Тиличеев. И сопредседатель профсоюза «Учитель» добавляет: «Работа на ЕГЭ фактически является переводом с должности «учитель» в организации «школа» на должность «организатор» в организации «пункт проведения экзамена». Поэтому директор должен взять письменное согласие у учителя, так как перевод осуществляется только с согласия работника».
«Работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности»  — цитата из Письма Минобрнауки России от 15.10.2015 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций».
В соответствии со статьей 60 Трудового Кодекса РФ «запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Работа на ЕГЭ не является таким случаем, поэтому никто не может принудить педагога работать на ЕГЭ.
При этом учителю полагается выплата и заработной платы, и компенсации за выполнение дополнительных обязанностей, вне зависимости от того, в какой день проходил экзамен — есть ли в этот день учебная нагрузка, или нет, учебное это время, или каникулярное. Единственное: учителя не могут вызвать на работу во время отпуска.

В заключение

Два учителя из Самарской области и Красноярского края, решившие добиться выполнения федерального закона, пока не достигли существенных результатов. Но история знает и положительные примеры: благодаря инициативе и настойчивости одного человека вот уже пять лет выплачиваются компенсации всем работникам, задействованным на ЕГЭ, в одном регионе. Этот человек — пользовательница Сообщества учителей Pedsovet.su Lora22, которая в 2011 году обратилась к юристу городского профсоюза, и они вместе добились компенсаций. Lora22 и сейчас консультирует других педработников и поддерживает начинания Михаила Тиличеева, который тоже является пользователем Pedsovet.su.
Смогут ли учителя добиться справедливой оплаты своего труда? Сколько потребуется времени, чтобы сломать замкнутый круг пересылки ответов из одного министерства в другое? Мы не знаем, но поддержим наших пользователей, и включимся в решение данной проблемы.
Просим сделать максимальный репост этой статьи, а также распечатать ее и положить в учительской.
Координация действий пользователей Pedsovet.su проходит на форуме.  Здесь можно задать вопросы друг другу, а также выложить входящие и исходящие письма в органы и учреждения РФ.
Ссылка на источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...