"Если
когда-нибудь Минобр сделает вдруг что-нибудь по-человечески, публика разом
смекнёт, что там уволено и набрано по иным принципам всё руководство. Но пока
всё и вся остаётся на своих местах. Решение о радикальном переформатировании
ЕГЭ уже в будущем году — радикальном настолько, что сама суть ЕГЭ будет
уничтожена, — помечено личным чеканом вождей нашего образования: решение
подготовлено в тайне, без учёта мнения педагогического сообщества, и содержит
очевидные грубые ошибки.
Теперь об
ошибках. Главная из них, собственно, уже названа — и из неё прямо следуют
остальные. По сути ЕГЭ отменяя, Минобр в этом не признаётся. Вместо того чтобы
честно сказать: «Граждане, мы пятнадцать лет обещали вам честный и объективный
ЕГЭ, но у нас так ничего и не вышло — простите нас, если можете!» — Ливанов
продолжает говорить о повышении прозрачности ЕГЭ, об улучшении процедур приёма
экзамена — словом, предлагает по-прежнему видеть в нём главный центр приложения
всех усилий. Это ведь у них традиция: ещё прежний министр, Фурсенко, подводя
итоги восьмилетней работы, назвал своим главным достижением то, что «общество
приняло ЕГЭ» (что и тогда было, вежливо говоря, не совсем правдой). Все
привыкли слушать подобные речи — и зря привыкли. Организация экзаменов, будь то
выпускных или приёмных, есть не более чем деталь национальной системы
образования — никак не её основа. Качество получаемых знаний надо проверять
так, как удобнее, — только и всего. Человек, вправду хорошо учившийся в школе,
с примерно одинаковой лёгкостью сдаст что тест, где ставят галочки, что устный
экзамен, что письменный; человек, учившийся плохо, равновероятно завязнет и
там, и там, и там. Но деятели бесконечной реформы нашего образования ухитрились
сделать второстепенную деталь средоточием всей системы, совершенно затмившим её
действительную суть и назначение.
Львиная доля
всего, что делается в общей школе, и изрядная часть происходящего в школе
высшей завязаны на ЕГЭ. Это и есть главный порок минобровского любимца: на нём
слишком много висит. По результатам ЕГЭ прямо или почти прямо оценивается
работа учителя, директора школы и самой школы, ректора и вуза, департамента
образования, губернатора, министра — оценивается с весьма ощутимыми финансовыми
и карьерными последствиями. (Вот поэтому ЕГЭ не поборол коррупцию в
образовании, ради чего когда-то и затевался, а, напротив, заметно нарастил её
объём, но это отдельный разговор.) О содержании образования давно никто не
говорит — это почти запрещено. О качестве получаемого детьми образования тоже
никто не говорит — о нем судят по баллам ЕГЭ, дающим заведомо ложную картину. В
прошлом году «ЕГЭ-двойки» по математике получило пять процентов детей, по
физике — девять; вузы, заставившие осенью своих первокурсников сдать такие же
тесты, получали и пятьдесят, и шестьдесят процентов двоек. Может быть, хуже
всего, что и перспективы российской школы забиты, как бурьяном, теми же тремя
буквами: важнейшим целевым показателем развития общего образования согласно
действующей Госпрограмме стало «Отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с
лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами»,
то есть легко манипулируемый дериватив от подтасованных замеров. (Что
заявленное в этом критерии стремление к образованию равного качества по всему
пространству страны столь же фальшиво, как и егэшная борьба с коррупцией, — ещё
один отдельный разговор.) Не знаю, вспомнил ли министр Ливанов, что теперь, после
фактического упразднения единого экзамена, этой Госпрограмме уже окончательно
место в корзине, но твёрдо знаю, что программа останется в силе.
Ну а раз ЕГЭ
из детали сделался несущим столпом, то и наблюдаемый ныне закат ЕГЭ есть не
мелкая неудача, а принципиальный провал проводившейся полтора десятилетия
образовательной политики. Если бы за ним последовали отставки — как оно, в
общем-то, повсеместно принято — было бы легче прервать серию ошибок, пока на
наших глазах успешно продолжаемую. Можно было бы выкорчевать прямую зависимость
педагогов и директоров от баллов по ЕГЭ — и уж тем более избавить от неё
губернаторов. Можно было бы развести выпускные и вступительные экзамены. Пусть,
например, написанный в школе ЕГЭ станет пропуском не в университет, а на
экзамен в университет; можно и по-другому, детали почти не важны — лишь бы
разорвать сплошной сегодня фронт фанатов завышения баллов. И когда тень
вернулась бы на своё место, деталь вновь стала бы деталью, можно было бы
заняться делом. Задуматься, наконец, о содержании школьного образования,
сегодня уже непереносимо деградировавшего; о правильном соотношении базовых и
прочих предметов — и о наполнении программ; о мотивации учеников и мотивации
учителей; о современных методах социализации и современном оснащении учебных
процессов. Но ничего этого, к сожалению, не будет, а будет по-прежнему
развешивание видеокамер и расстановка металлодетекторов для повышения
прозрачности на самом-то деле уже отменённого ЕГЭ".
Ссылка на источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий