"Мы" и
"я": в России и Германии детей воспитывают по-разному
"Немцы с рождения
воспитывают в своих детях индивидуалистов, а даже самые маленькие россияне
обычно - уже частички коллектива. Это - одна из основ воспитания. Есть и другие
важные отличия.
Полдник в детском саду
Каждого маленького
немца буквально с пеленок приучают к осознанию собственного "я". А
русский ребенок чуть ли не с рождения будет воспринимать себя не иначе как в
категории "мы", частью общего. Это не просто расхожее мнение, это -
результат научных исследований.
Самостоятельность
или зависимость
"Немцы уже с
детского сада пытаются создать для ребятишек максимально демократичную среду,
не заставляют есть, не заставляют спать, не заставляют делать то, что не
хочется", - замечает в своей статье о воспитании детей в Германии
родившаяся в России и живущая в Германии Наталья Шауберт. Это очень
субъективный взгляд. Любовь немцев к дисциплине и порядку проявляется, конечно,
и в воспитании детей. Просто здесь любовь проявляется по-другому.
"Разумеется, и
немцы очень сильно любят своих детей, но одновременно могут проявить и
твердость. Родители стараются учитывать потребности своих детей, любить и
понимать их, но при этом обозначают границы дозволенного, обосновывая их",
- объясняет Оливер Штайнбах (Oliver Steinbach), заместитель главного редактора
немецкого журнала "Eltern" ("Родители").
Школьники переходят дорогу
"Немцы чуть ли
не с пеленок приучают детей к самостоятельности. Уже в садиках проводятся
детские собрания, на которых, так сказать, подводятся итоги прошедшей недели и
обсуждаются планы на следующую. Малышей учат печь печенье, варить суп, а многие
игры ориентированы на практическое применение к жизни", - пишет одна из
русских мам, которая эксперимента ради попробовала поводить свою дочку в
детский сад и в Германии и в России. Позже, в школе, учитель обычно не
отчитывает публично худших учеников, не делает ничего такого, что могло бы
травмировать ребенка, унизить его достоинство.
Эти
"частные" наблюдения с точки зрения культурологических особенностей
немцев и русских очень даже объяснимы. По мнению психологов, российские дети
как представители коллективистской культуры изначально более зависимы от
родителей и общества. Русский ребенок с рождения интегрирован в замкнутые,
устойчивые "группы", которые поддерживают его в течение всей жизни,
рассчитывая в ответ на безоговорочную лояльность к коллективу. А в
индивидуалистских обществах, к коим относится большинство западных стран,
ребенок изначально должен приучаться к самостоятельности, иметь собственное
мнение, высокую самооценку и опираться на личные достижения, - подчеркивают
ученые.
Послушание истинное
и мнимое
В Германии
антиавторитарное воспитание, всплеск которого пришелся на вторую половину 60-х
и 70-е годы ХХ века, проявило себя еще в большей мере, чем в других европейских
странах. Эксперты журнала "Eltern" в интервью Deutsche Welle
объяснили, что здесь сыграла большую роль история Германии в двадцатом веке.
Речь идет, во-первых, о чувстве вины и ответственности немцев за две мировые
войны, а, во-вторых, - о глубоком недоверии к "коллективизму" как
таковому. Нацистский лозунг "Одна страна, один народ, один вождь"
дискредитировал саму идею приоритета общества над индивидуальностью, стремление
к единому мнению и патернализм. Сегодня большинство сознательных родителей в
Германии действительно стараются придерживаться равноправия в отношениях с
детьми.
В детском саду
Одним из многих
популярных в Германии трактатов о воспитании детей у немецких мам уже не первый
десяток лет является книга детского психолога Элизабет Платтнер (Elisabeth
Plattner) "Первые годы жизни". Одна из главных заповедей Платтнер:
"Не унизь". Ребенка можно ругать, но не так, чтобы это унижало. Ни в
коем случае нельзя бить. Нельзя прятать от него игрушки или что-либо еще на шкаф,
потому что это также является для него унижением, ведь он мал, стало быть, вы
пользуетесь его физическим "недостатком". Все обязательно нужно
объяснять, не хитрить, не врать, а объяснять, осознавая, что ребенок - это
личность, доверяя ему и завоевывая его доверие. "В запугивании нет
никакого смысла, ведь вынужденное псевдопослушание не есть подлинное
послушание", - подчеркивает Платтнер.
То же касается и
стремления привить детям самостоятельность. Важность этого, судя по результатам
исследования, проведенного научно-исследовательским институтом
BAT-Freizeit-Forschungsinstitut, немецкие родители ставят среди приоритетов
воспитания на второе место после честности.
Самостоятельность с
большой буквы
Любопытно, что
разные национальные подходы к воспитанию детей проявляются и в том, какие
игрушки предпочитают немецкие и русские дети. Ведь игрушка, как известно, -
важное "пособие" для развития ребенка. Когда специалисты из России
(они представляли Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы
игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ) и из Германии (из организации
"Spiel gut. Arbeitsausschuss Kinderspiel + Spielzeug'') решили провести
сравнительную психолого-педагогическую экспертизу игрушек, выяснилось, что даже
критерии оценок у них разные.
Девочка с рисунком
Так, например,
российские эксперты акцентировали внимание на развивающем потенциале, причем
учитывалось не только познавательное развитие, но и эмоциональное, социальное,
морально-нравственное. А вот у немецких специалистов большое значение имеет
степень удовлетворенности ребенка игрушкой. Важнейшая функция игрушки, с точки
зрения немцев, - помочь малышу пережить успех, удовлетворение достигнутым,
почувствовать свою компетентность. Это укрепляет уверенность ребенка в себе и
побуждает продолжать и развивать игровые и практические навыки, считают
немецкие эксперты. И Самостоятельность. Это слово в данном случае стоит писать
с большой буквы, как это принято в немецком языке".
Автор: Елена Сушева Редактор: Ефим
Шуман
Ссылка на источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий