На сайте ПроШколу опубликовано сообщение Семёнова Романа Леонидовича о проблемах в подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Считаю, его выводы будут полезны нам, учителям обществознания.
"Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот уже три месяца осталось до окончания окончания учебного года 2010-2011. И мы вновь, уже в ранге «чемпионов» готовим выпускников к грядущим испытаниям. Почему чемпионы возникает вопрос? Ответ очевиден – у выпускников из списка предметов по выбору обществознание по разным причинам занимает первое место. Вроде бы есть замечательный повод для радости – ведь мой предмет выбирают дети для сдачи ЕГЭ! Но не все так просто. Прошедшие ЕГЭ по обществознанию вскрыл ряд весомых проблем, как в подготовке, так и процессе сдачи экзамена. Попробую остановиться лишь на некоторых из них и найди возможные пути их решения. Вот, на мой взгляд, некоторые проблемы, расположенные не по степени важности, а в произвольном порядке:
1.Большое количество выпускников, выбравших предмет от безысходности и в самый последний момент ( по принципу – что же еще выбирать как не «общество»!).
2. Необходимость большой дополнительной подготовки учителей обществознания (много сдающих, нужен результат, но ведь мы занимаемся еще и другой работой в школе).
3. Разные учебники по обществознанию (не просто разные в районе, а разные в масштабе школы, например, - 7 класс- Кравченко, 8-9 классы – Боголюбов, 10 и 11 классы один учебник базовый уровень, другой – профильный).
4. Разные учебные планы в школах (в некоторых школах нет, например, в плане предмета экономика отдельно и это наносит серьезный удар по подготовке).
5. И конечно очень больная тема для нас – это часто встречающиеся некорректные задания и ответы в КИМах ЕГЭ!
Безусловно, список проблем гораздо шире. Но учебный год идет, а значит нужно вместе находить способы устранения трудностей по подготовке выпускников.
Позволю себе высказать мнение на этот счет и обозначить свое видение по совершенствованию методики преподавания курса обществознания.
В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
В чём мне видится система работы в данном направлении?
1) в 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся)
2) в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера), при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.
Это что касается системности, подготовке к ЕГЭ с восьмого класса. А теперь остановлюсь на том можно работать в последний год подготовки к экзамену, в 11 классе.
В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов; установление соответствия двух рядов информации; на поиск недостающего звена для подкрепления нужного вывода и т.п. Примеры подобных заданий можно найти в публикациях открытых материалов ЕГЭ.
Специальных усилий требует работа по формированию ведущих понятий курса. В особую группу уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность. В практике преподавания хорошо зарекомендовал себя прием анализа понятий в «связках» (природа – общество, культура – общество, природа – культура, общество – цивилизация и т.п.).
Отдельные уроки могут проводиться в форме занятий-практикумов, занятий лабораторного типа. В ходе занятий-практикумов учащиеся с опорой на учебник, на объяснение учителя, с привлечением материалом СМИ выполняют разнообразные познавательные задания, включая и такую их разновидность, как задание-задача. На уроках лабораторного типа старшеклассники обращаются к анализу различных источников социальной информации, в первую очередь к неадаптированным научным, философским, публицистическим текстам.
Особо отмечу такой этап в учебной работе, как предэкзаменационная подготовка учащихся. За счет более экономного распределения учебного времени при изучении курса на нее можно выделить 8 – 10 учебных часов (а желательно конечно больше!).
Основные задачи этого этапа: актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания, помочь школьникам обобщить и систематизировать полученные знания для облегчения их использования при выполнении проверочных заданий, разобрать типичные задания различных видов, включенные в контрольно-измерительные материалы, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, те задания, в которых, как показывает экзамен прошлых лет, ученики наиболее часто допускают ошибки, познакомить учащихся со всеми видами заданий проверочной работы, а также с критериями оценивания, использовать специальный банк заданий для тренировки учащихся, отработки умений выполнять задания различных видов.
Необходимо отметить некоторые особенности организации работы по подготовке к ЕГЭ на этапе предэкзаменационного повторения.
Прежде всего, нецелесообразно подробно останавливаться на наиболее сложных и трудоемких видах заданий единого экзамена – ответы на вопросы к источнику и написание небольшого сочинения – эссе. Умения, необходимые для их выполнения, формируются постепенно по мере изучения курса. Вряд ли один или два урока, выделенные в ходе предэкзаменационного повторения, смогут внести существенную лепту в этот процесс. Единственное, на что полезно обратить внимание выпускников, – это на характер вопросов к тексту источника и критерии оценивания данных видов работ.
Другую особенность этого блока занятий я усматриваю в самой организации уроков. Исходным пунктом каждого из них (за исключением, может быть, только вводного занятия) является актуализация необходимого круга знаний, полученных в курсе. Ученикам дается опережающее задание повторить определенный раздел курса, обратив внимание на ключевые понятия и положения, в ряде случаев на аргументацию выводов или конкретные примеры, подтверждающие тот или иной тезис.
В заключении хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей. накопленный на практике!
Так давайте же делиться своим бесценным капиталом, чтобы летом 2011 года стать чемпионами не только по численности сдающих обществознание, а по результатам!"
С уважением, Семёнов Роман Леонидович, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории, МОУ «Есаульская СОШ» , Берёзовский район, Красноярский край
Ссылка на источник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий