Полный цикл обучения легче всего продемонстрировать на таком примере, как упражнение «живая линия». Выбираем тему целесообразности введения суда присяжных. Участники выстраиваются вдоль воображаемой линии в зависимости от занимаемой точки зрения: слева - сторонники введения суда присяжных, справа – противники, посередине – сомневающиеся. Наблюдатели должны фиксировать всё происходящее. Представители различных точек зрения по очереди приводят по одному аргументу в защиту своего убеждения, а остальные участники меняют своё положение на линии в зависимости от того, насколько аргументы выступающих его убедили.
За упражнением следует обсуждение: наблюдатели описывают увиденное со стороны, участники отвечают на вопрос «Что они чувствовали, выполняя упражнение?».
Обобщение полученного опыта: чему вы научились, что вы поняли, выполняя упражнение?
Применение этого упражнения может быть при обсуждении проблемы эвтаназии, отмены смертной казни, проблемы «бедность – зло или благо?».
«Мозговой штурм». Цель – стимулировать быстрое генерирование большого количества новых и оригинальных идей. Интересна история возникновения этой формы интенсификации мыслительной деятельности. В годы Второй мировой войны Алекс Осборн служил на флоте, и однажды их корабль получил сообщение о приближении торпеды. Тогда капитан собрал на палубе всю команду и велел высказывать любые, даже самые, на первый взгляд, нелепые идеи, которые бы ответили на вопрос: как спасти корабль при торпедной атаке? Корабельный кок предложил единовременно подуть, чтобы сбить торпеду с курса. Потом специалисты нашли в этом предложении рациональное зерно: мощная струя корабельной помпы могла бы притормозить скорость торпеды.
Класс делится на группы по 5-6 человек. Группы получают задание: «Известно, что каждый второй подросток, осуждённый за уголовное преступление и проведший в исправительно-трудовых учреждениях более трёх лет, совершают повторное преступление. Как предотвратить подобные рецидивы?» В группе должен быть секретарь, который фиксирует все предложения. Группа обсуждает все предложения и отбирает наиболее значимые. Результаты работы групп записываются на доске.
«Ситуации». Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой. Остальные ученики слушают, смотрят и называют те права, которые были нарушены в данной ситуации.
«Парные карточки». Цель – закрепление и обобщение знаний. Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары (в случае деления на группы – группу из 5- 6 слов). Ученики ходят по классу, ищут свою пару. Во время поиска ребята много раз «прокрутят в голове» изученный материал. Эффективно применение этого метода при изучении темы, насыщенной терминами. Можно использовать и как оригинальный способ деления класса для предстоящей дискуссии.
«Формулировка». Цель – изучение нового материала. Группы получают задания сформулировать понятия новой темы: каждой группе даётся одно понятие. Ребята оформляют определение на большом листе крупным шрифтом. Каждая группа представляет результаты своей деятельности.
Пример задания.
Сформулировать понятие “потребитель”. Вы должны проанализировать предложенные и словосочетания, составить предложение, характеризующее данное понятие (склонение, порядок слов можно изменять) и оформить ответ на листе (крупным шрифтом).
Словосочетания: имеющий, намерение, либо, приобрести, заказать, товары, домашние и иные нужды, гражданин, или, заказывающий, исключительно для (работы, услуги), приобретающий, не связанные, предпринимательской деятельности, или, личный, семейный.
Какая фраза в этом понятии является ключевой? Почему?
Кто может быть потребителем? Приведите примеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий