суббота, 15 августа 2009 г.

Конференция "Эйдос"

11-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция Тема "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЕ". Давно уже пыталась приобщить детей к дистанционным олимпиадам, но для наших детей это дорого. Весной хотела участвовать в конкурсе "Дистанционный учитель". И опять не получилось. Конкурс совпал с курсами повышения квалификации. Так что денег хватило только на курсы. И вот пишу выступление на эту конференцию. Интересно поучаствовать в форумах, узнать, чем живут учителя в разных уголках России. Для написания статьи решила глубже узнать, что такое эвристическое обучение, и оказалось, что я самый что ни на есть эвристический педагог: и проблемы люблю ставить перед ребятами, и эвристические беседы применяю, и метод проектов - направление эвристического обрвзования. Правда для творчества очень мало времени: не знаешь, то ли программу осваивать, к ЕГЭ готовить, то ли творчеством заниматься.

Выступление на тему "ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"


Сегодня уже нет учителей, которые не понимали бы, что необходимо развивать познавательные способности детей, воспитывать личность, способную к самообразованию, к самореализации. Сложность в том, как это осуществить.
Этим целям отвечает эвристическое обучение, целью которого является раскрытие индивидуальных возможностей участников процесса обучения через деятельность по созданию образовательной продукции. Созданный учеником продукт сопоставляется с культурно-историческими аналогами, перестраивается. Но этот опыт сохраняет личностный характер.
Само содержание истории Древнего мира предоставляет широкие возможности для эвристики. Спорный в науке вопрос о способе строительства пирамид предлагаю решить детям, и они увлечённо доказывают свой вариант. При знакомстве с древнегреческим театром ребята не только инсценируют трагедию «Антигона», изготавливают костюмы, но и сочиняют свои пьесы. В 6 классе ребята создают рыцарскую атрибутику: герб, девиз, знамя, вооружение, - а также карту владений, изображение замка. Особенный интерес вызывает такое задание: написать письмо от имени исторического деятеля или простого человека. Ученики оформляют свои послания в форме грамоты, пишут чернилами, скрепляют печатью. При помощи метода вживания возникающие при этом чувства, мысли, оценки и есть эвристический образовательный продукт ученика. В ходе урока ребята составляют рассказ с ошибками, включающими неправильную информацию (найденные мемуары, календари, летописи и т. д.), представляют их для поиска исторических ошибок. Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учащихся критически относиться к информации, вызывает желание расширить свои знания.
На уроках обществознания уместны социологические опросы, в ходе которых ребята сами формулируют вопросы, интервьюируют респондентов, анализируют результаты.
Перед изучением Конституции РФ я даю задание ребятам разработать свой проект конституции, а затем мы сравниваем эти проекты с документом. Наиболее увлечённые написали учебник для начальной школы «Твои права».
В старших классах уместны деловые игры. Изучение темы «Избирательное право» мы провели в форме выборов в Государственную думу. Ребята заранее разбились на группы, которые выполняли разные задания. Партии разрабатывали программы, символы, название, участвовали в дебатах. Избирательная комиссия печатала бюллетени, регистрировала кандидатов, вела подсчёт голосов, оглашала итоги. Избиратели задавали вопросы кандидатам в ходе встречи, голосовали.
Другой пример деловой игры – урок пресс-конференция «Глобальные проблемы современности». Часть ребят предлагают свои пути решения определённой проблемы (экологической, демографической), выступая в роли учёного. Кстати, выступление ребята сопровождают столь любимой ими презентацией. Остальные ученики заранее готовят газеты на эти же темы, пишут статьи, рисуют, фотографируют. В ходе пресс-конференции они задают вопросы учёным и пишут статью об итогах пресс-конференции на этом же уроке. Третья часть ребят являются экспертной группой, которая оценивает работу каждой группы по заранее разработанным критериям.
Известно, что эвристическое обучение – своеобразный прообраз будущей жизни ребёнка, оно должно включать основные типы деятельности человека. Такие ситуации я и пытаюсь создавать на своих уроках. Эвристические методы не только развивают умение мыслить творчески, но и способствуют активной социализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...